admin

Книга Натальи и Сергея Квачей посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.

Предыдущая часть книги здесь - дивные цветы Полховского Майдана.

Полховмайданские роза и заря

При всем многообразии и непредсказуемости полховмайданской росписи, сюжетно ее можно разделить на два основных вида: это растительный орнамент, где ведущим элементом является дикая роза – шиповник – и пейзаж с сельским видом, с закатным состоянием в природе – заря. Тот и другой вид росписи существуют как в чистом виде, так и в сочетании, образуя третью разновидность росписи – орнаментально-тематическую композицию. Растительные узоры у полховмайданцев – фантастические, как в райском саду, то простые, то сложные, сочетающие в себе элементы нескольких растений, например, шиповника и розы, колокольчика и ромашки, мака и мальвы; вариантов сочетаний так много, что только приходится удивляться фантазии художниц. Любопытно, как с одной боковой линии бутона или с сердцевины цветка начинает постепенно формироваться узор, обогащая элементами роспись, полностью заполняя поверхность изделия.

Цветовая гамма изделий мастеров Полховского Майдана чаще всего – контрастно-напряженная, пестрая, состоящая из пяти цветов: малинового, желтого, синего, зеленого, черного, с доминированием красного цвета. Особенно в полховмайданской росписи распространены цветы красно-малинового цвета, с которыми связывают легенду об атаманше Алене Арзамасской. Сама флористическая роспись существует в Майдане в нескольких вариантах, которые, появляясь в разное время и доминируя в каком-то временном промежутке, затем сходили на нет или существовали одновременно, дополняя друг друга.

Иногда стилистический прием или мотив росписи становился визитной карточкой той или иной мастерицы-красильщицы, как их в Полховском Майдане называют. Свободное кистевое письмо, роспись с наводкой и обводкой черным контуром, роспись со светлыми краями, черными и цветными фонами, существуют здесь не только в чистом виде, но и в разнообразных сочетаниях, дополнениях и вариантах. Так что не только форма цветов и листьев у майданцев многообразны и вариативны, но и цвет, и сама стилистическая манера выполнения узора отличаются большой свободой и смелостью. Например, Е. Танкова тяготеет к сочетанию крупных элементов с более мелкими орнаментальными модулями, а Г. Азаматова часто предпочитает крупные цветы и листья. Если Л. Кадамова расписывает грибы и матрешки броско, лихо, по-живописному свободно, без предварительного рисунка, то композиции Л. Сентюрёвой ритмически продуманы, уравновешены и графически выверены. Роспись Н. Кусмаровой сочетает в себе динамику живописных и графических приемов, а А. Красильщикова отдает явное предпочтение живописи. В цветовой гамме изделий у Буздёнковых доминируют закатные сине-малиново-фиолетовые цвета, а у Антонины Бабиной – алые цвета.

Технология полховмайданской росписи растительных узоров имеет много общего с росписью других мест Нижегородского края: Городца, Семенова, Меринова. Бельё, то есть токарную или вырезанную из дерева игрушку, грунтуют – промазывают картофельным клеем (крахмальным определенной вязкости киселем); после высыхания грунтовки на поверхность дерева пером черной тушью или фломастером наносится рисунок – этот прием называется цветы с наводкой, – затем идет роспись анилиновыми красителями, часто в несколько слоев, так желтый цвет перекрывается синим, получается ярко-зеленый с желтом ободком лист. На синий цвет наносится красный, и цветок приобретает фиолетовый оттенок. Без предварительной наводки чаще всего рисуются травки – пестрение, свободными мазками и точками – тычками – создаются дополнительные элементы узора: усики, ягодки, бусинки, черным цветом уточняются детали росписи. Эти мелкие элементы, контрастируя с основной массой ярких малиновых цветов, усиливают выразительность декора. После просушки изделия покрывают нитролаком, обычно в три слоя. Лаковая пленка не только предохраняет рисунок на игрушке от повреждения, но и усиливает интенсивность цвета, придавая росписи некоторую прозрачность, что делает полховмайданские узоры не только сказочными, но и какими-то объемными.

В полховмайданской росписи есть элементы, похожие на травки хохломы, где-то угадываются мериновские и городецкие мотивы, но в целом она так самобытна и оригинальна, что сразу узнается и привлекает к себе внимание.

Кроме цветочных узоров, излюбленным жанром полховмайданцев является сельский пейзаж с деревьями, домиками, мельницей или церковкой, с гуляющими курами и гусями, собачками и кошечками, другой живностью, обязательной речкой или прудом – привычным сельским видом. Таким декором украшают майданцы шкатулки-яблоки, копилки-грибы, грибы для штопки, пасхальные яйца, цилиндрической формы коробочки-копилки, декоративные тарелки и другие изделия. Изюминку этих незатейливых пейзажей составляет передача светового состояния природы, не случайно их часто и называют зорьками. Розовым цветом мастерицы передают и нежные алые рассветы, и густо-малиновые закаты, встречаются в росписи и солнечные полуденные состояния, реже – лунные ночи. Пейзажи полховмайданцы рисуют так, как их малюют дети, с наивностью не изощренного науками ума, без строгого соблюдения классической прямой перспективы, просто, лаконично, забавно и очень декоративно. Потомственная красильщица Полина Александровна Курилкина демонстрирует поэтапную работу над росписью пейзажа на крышечке шкатулки: от нанесения тушью рисунка, раскладки желтого и малинового цветов, заполнения неба и реки синей анилиновой краской и росписью зеленого луга – до уточнения деталей и раскраски стаффажа (людей и животных). Часто в росписи тех или иных изделий эти два вида декора сочетаются, образуя сложную растительно-пейзажную композицию комплексного характера, как, например, на огромном яблоке и яйце из собрания МИХП НО. Шкатулка-яблоко – одна из самых старых форм, используемых нижегородскими мастерами под роспись еще с конца XIX века; и если в Семеновском крае яблоко осталось полосатым, скромным по рисунку, то у майданцев оно приобрело совершенно фантастический характер, как в сказке костромского художника и писателя Ефима Честнякова Чудесное яблоко.

При росписи яиц и маленьких шкатулочек привлекают мастерицы и анималистический жанр. Изображения домашних животных, а также оленей и других лесных зверей, птиц домашних и диких, голубей и курочек с петушками динамичны и выразительны, и тут дело не столько в правильности воспроизведении натуры, сколько в занимательности образа, построенного на его характерных признаках. В этом сказывается исконно народный принцип искусства майданцев: не воспроизводить природу и окружающий мир натурально, то есть жизнеподобно (что толку соревноваться с натурой, ведь лучше Бога все равно не сделаешь), а вот осмыслить увиденное и передать суть бытия, доведя изображение до знака-символа, при этом не потерять живого дыхания жизни и ее динамики – задача для любого художника не из простых.

В отличие от более ранних, хохломской и городецкой росписей, с их четким структурно-композиционным и живописным каноном, полховмайданская – более раскованна, динамична и импровизационна. Здесь скорее приходится говорить не о каноне, а о характерных общих принципах построения композиции, об идентичных живописных материалах и приемах росписи, о неистощимой фантазии мастериц и их умении преобразовывать реальные объекты в сказочные образы, полные наивной чистоты, света и добра.

Что же расписывается таким чудным узором?

Продолжение читайте здесь.

Иллюстрации

Бочонок-копилка

Изделия Е. Е. Танковой. 1974 г. МИХП НО

Расписная тарелочка. Вторая половина XX в. МИХП НО

Гриб-копилка, стакан, яблоко расписное. Вторая половина XX в. МИХП НО

П. А. Курилкина показывает приемы полховмайданской росписи

Шкатулки с разными этапами росписи

Полховмайданские писанки

Токарные изделия Полховского Майдана

Макет старинной токарной мастерской. ИКМВ

 

  • спасибо за историческую справку о Полхов майданской игрушке

    Гость светлана