Мастера народной куклы
В обсуждении одной из статей был затронут интересный вопрос - о способах передачи знаний о народной кукле мастерами. Тема эта показалась мне настолько важной, что я решила изложить свои мысли в отдельной статье.
Сейчас многие мастера народной куклы выступают против "безплатной раздачи" знаний всем желающим - мол, ищущему знаний не грех заплатить за них, отблагодарить учителя.
Конечно, учителей всегда вознаграждали, но в этом вопросе много путаницы — ЗА ЧТО ИМЕННО получает зарплату учитель или репетитор, например, физики или истории? За живое общение, за объяснения, за преподнесение сведений ученику в таком виде, в каком он мог бы их усвоить... Им платят не за ЗНАНИЯ, а за ПОМОЩЬ В УСВОЕНИИ знаний, и только. И никогда не было так, что учитель — единоличный собственник знания, которое нужно у него купить. Знание, тем более народная культура, принадлежит ВСЕМУ НАРОДУ. Это не пафос, а естественное положение вещей. А награда учителю — радость в глазах счастливого ученика и сознание того, что его Дело продолжит жить.
Интересны сведенья Бажова (автора Малахитовой шкатулки
) на эту тему — настоящие уральские мастера всегда ставили Дело выше денег: не по сердцу ученик — ни за какие деньги учить не будут, не отдадут Дело в неподходящие руки. И настолько крепко держались они этого, что не раз Бажов сетует — пропало знание, ушло вместе с мастером, потому что не нашёл он настоящего человека, некому было передать. А современные мастера просто ПРОДАЮТ знания тем, кто заплатил, почти всегда незнакомым людям, а потом сетуют, что Дело оказалось в нечистых руках. А вот если настоящий ученик придёт — уральские мастера за радость почтут отдать ему знания даром... Не по сердцу им заказчик — не станут для него что-то создавать даже за большие деньги, а увидят, что действительно нужно их творение человеку — сделают недорого. Таких немало и сейчас — кто просто делится своими знаниями, в т.ч. и через интернет — и фотоуроками, и рассказами, и ответами на вопросы... За примерами далеко ходить не надо — автор этого сайта.
УчИтеля обычно помнят как человека, хранившего и собиравшего знания — для тех, кому они понадобятся в будущем. Какой труд проделали Даль, Афанасьев и многие другие! Труд, который они совмещали со службой и немалыми нагрузками. А порой с помехами, насмешками и порицаниями... А современных мастеров как будут помнить? Как людей, продавших знания. И отсутствие благодарности у многих учеников отчасти объясняется не некультурностью, а именно этим — какая благодарность, если я уже заплатил? Я купил собственность, честно отдал за неё деньги — чего же ещё? Как ни крути, а есть немалая разница в понятиях: одно дело — передача знания и другое — оказание платной услуги.
В мире нашей цивилизации получается так — если мастер хоть как-то связал свои знания с источником дохода, то по неизбежным законам рынка он вынужден защищать эти знания от конкурентов — от этого напрямую зависит уровень его жизни. Но одно дело защищать от дельцов, желающих подзаработать, и совсем другое дело — от всего остального народа, желающего обрести настоящее знание своих предков (поверьте, далеко не всем нужны куклы для заработка или для того, чтобы сделать себе имя
). А рыночные отношения ставят и тех, и других на одну доску. Что делать Мастеру в таком мире? Только одно — не ставить свой доход в зависимость от своего Дела, иначе Дело неизбежно приобретёт черты рынка и превратится в бизнес, утратив всю сокровенность. Это трудно, но это возможно. Ведь даже если поделиться знаниями, открыть их народу, всегда найдутся те, кто захочет перенять эти знания у мастера напрямую — посмотрите, сколько людей нанимают репетиторов, несмотря на доступность учебников (и платных, и безплатных).
И главное — не все люди хотят учиться у мастеров, как ни странно это прозвучит. Нам с детства навязали догму, что настоящим мастером не стать без учителя. Это неверно — мастером можно стать ТОЛЬКО СВОИМИ УСИЛИЯМИ, и помощь учителя в этом нужна далеко не всем. Я, например, на групповых занятиях смогла бы взять только технологию, потому что для всего остального мне нужно уединение. Если бы я и пришла на семинар, то с карандашом и блокнотом — не больше. А кукол делала бы уже дома, одна. И таких немало. А после семинара ещё обязательно бы выложила полученные знания в интернет (конечно, качественно и с именем учителя — это не благодарность, а простая порядочность) :) Думаю, мастерам не понравится ученик с таким мировоззрением, и это ещё одна причина для меня не ходить на курсы :)
А вообще-то — что может дать мастер? (ещё раз — речь не об авторских куклах, а только о народных). Многим людям нужны просто СВЕДЕНЬЯ О КУКЛАХ, отрытых археологами или собранных этнографами. А мастер вместе с этим предлагает собственное восприятие этих кукол. Но далеко не всем это нужно — одним вообще не нужны никакие глубинные смыслы, и такие люди не смогут ДАЖЕ У МАСТЕРА взять то, что им не нужно или просто не по росту, т.е. не поместится в их душе... Другим (мне, например) не нужно чужое вИденье, пусть даже это виденье мастера. Мне важно и интересно САМОЙ понять, что наши предки вкладывали в кукол (тем более, что я отнюдь не склонна идеализировать опыт прошлого). Т.е. на языке рынка семинары для меня — навязанная услуга :)
Немного насчёт имён. Народная культура всегда безымянна. И мастера не заботились о том, чтобы сохранить своё имя, ведь сохранялось другое — их Дело, их творения и вложенная в них сила души. Повторюсь — речь идёт не об авторских творениях, а именно о народной культуре. К тому же, те знания по куклам, что есть сейчас, изначально ведь не покупались в этнографических экспедициях или у своих предков. Экспедиции и покупка коллекций раньше всегда оплачивались. И за время работы этнографы получали зарплату и полевые...
У нас в деревне очень много брошенных домов — домов, не нужных хозяевам и развалившихся. И дело не только в том, что мало кто хочет в наши дни жить в деревне, а в том, что хозяева хотят получить за эти дома деньги, и немалые, хотя всем им вполне хватает на жизнь. А дом, в котором мы живём, нам просто подарил человек, которому ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ СОХРАНИТЬ ДОМ, хотелось, чтобы он не рассыпался, а продолжал жить. И он просто его отдал тем, кому он нужен. И это не чудо, а вполне естественный поступок. Одни хотят получить пользу, другие — сохранить то, что им дорого. Разные цели естественно порождают и разные действия.
И последнее — я вижу немалую разницу в таких вот фразах: за знания всегда надо платить
и ничто не даётся даром
. Первая не принадлежит к моему мировоззрению, вторая верна по сути. Когда человек получает сведения о кукле в интернете даром
, во-первых, он уже затратил часть сил на желание сделать куклу и найти знания о ней. Во-вторых, ему предстоит осмыслить их, прочувствовать и воплотить — самому. Этого разве мало? На это часто надо больше душевных сил, чем на то, чтобы просто перенять навык у учителя. Зато этот способ хорош для тех, кто не любит получать что-то в готовом виде, а плата учителю — это чаще всего плата за экономию душевных сил.
Так что, одним нужны знания, другим — знания и помощь в их усвоении, и для помощи нужен учитель, который заслуживает за это платы. А сами знания — не предмет торговли, они принадлежат всем. МАСТЕРА СЕЙЧАС ПРИСВОИЛИ СЕБЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНАДЛЕЖАТ НАРОДУ, И ТОРГУЮТ ПО СУТИ НЕ СВОИМ ТОВАРОМ. НА НАРОДНЫЕ КУКЛЫ НИ ОДИН МАСТЕР НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СТАВИТЬ СВОИ КОПИРАЙТЫ. К тому же никто не отменял конвергентное развитие, как говорят учёные, т.е. один и тот же технический способ могут изобрести совершенно разные люди независимо друг от друга.
Один из ключевых моментов здесь - "если мастер хоть как-то связал свои знания с источником дохода, то по неизбежным законам рынка он вынужден защищать эти знания от конкурентов". Очень точно.
Ведь и верно - великие труды в истории, в разных науках, написаны ни в коем случае не ради заработка. Словари - лучшие, которыми мы пользуемся десятилетиями, писались как "параллельный" труд: автор вынужден был искать возможность писать, а на самом-то деле работал и был занят другими вещами. Кстати, насколько мне известно, любимый многими Жюль Верн зарабатывал отнюдь не на книгах, а на пьесах, которые писал для заработка. Что мы сейчас знаем о его театральных постановках? А его книги - любимые детища, которые никакого дохода не приносили - будут жить всегда.
Некоторые мастера связали жизнь с куклой настолько, что куклы стали заработком - поэтому информация становится ценностью, которой не всегда делятся. Но как этот вопрос решить - непонятно. Получается, лучше, если человек может зарабатывать как привык, а кукла - это святое, для души, для всех, то самое, что мы несём в будущее - наша культура. Это те самые знания, которыми делишься везде и со всеми.
Иногда очень переживаю, что часть кукол просто пропадёт, лет через 20-30. Если их не опубликовать, не раздать МНОГИМ людям - они могут просто исчезнуть. Тут меньшее из зол - раздать, не волнуясь о том, что кукол "переврут". Это лучше, чем потерять и потом изобретать заново - с нуля.
Про мастеров точно - на востоке принято (в боевых искусствах, например), что ученик не просто учится, а годами и десятилетиями живёт у мастера, перенимая ВСЁ - не только мастерство, но и образ жизни, мыслей. И я согласна - это далеко не всегда нужно. Мне тоже по душе затворничество и возможность думать самостоятельно. А знания необходимы. Потому что столько их уже накоплено в прошлом, что мы просто обязаны этим всем пользоваться.
Про "не даётся даром" - тоже согласна. Учиться по-настоящему очень сложно. Кстати, наверное мало кто задумывался, но дело в том, что учиться самостоятельно гораздо сложнее, чем у учителя. Например: очень многие ходят на аэробику, шейпинг, йогу, и т.п. - и время на дорогу тратят, едут, а почему? А потому что мало кто может заниматься дома сам, без тренера и мастера. И дело не в том, что мастер подправляет и подсказывает - нет, ДОМА СЛОЖНЕЕ. Что-то отвлекает, времени не хватает, другие дела, забыла... знаю по себе. :-)) Оправданий миллион, а дело не делается. Чтобы ДЕЛАТЬ дело самому - душевных сил и правда надо затратить много, и волю проявить. С куклой - то же самое. Попробуйте научиться сами, шаг за шагом, годами, перекапывая кучу книг, статей... непросто это.
А сколько примеров в истории, когда ученики просто таскаются от одного мастера к другому, и без толку?.. Нахватался там-сям, но сам-то не развился, и даже не понял, чему учили. В притчах бывает говорится о том, что великого мастера, вокруг которого тысячи людей, спрашивают: "Сколько же у вас учеников?". И что отвечают мастера? "Двое, трое... не больше". Учителя знают: найти ученика - счастье. А те, кто ищет знаний, знают: найти учителя - счастье, и один день рядом с таким настоящим мастером стоит тысяч дней без мастера. Так что это обоюдно. Так же знаменательно, как найти свою половинку.
Учителя - это очень нужно. Они хранители, они несут знания, культуру, помогают всем тем, кто спрашивает и ищет помощи.
Больше чем уверена, что мастера-кукольники и сегодня, как и старые уральские мастера, передадут без всякой оплаты все свои знания НАСТОЯЩИМ ученикам. Сегодня времена по сравнению с Бажовым изменились: тогда ученик должен был прийти (физически), сегодня у нас есть интернет. Публикуя материалы о кукле в интернете, мы и правда не знаем, кто их будет читать и как будет использовать. Но есть очень большая вероятность того, что до опубликованного доберётся тот самый настоящий ученик, о котором мечтают все учителя. Но чтобы это случилось, ученика надо искать. А как?.. А раздавать знания - только так, больше никак! На знания и люди придут. Иначе людям идти некуда.
Вижу, как во многих журналах сегодня появляются статьи и заметки о народной кукле. Большинство написано просто журналистами - безграмотно написано, просто нахватанные сведения из разных источников... никакого осмысления. Я отношусь к этому спокойно - это просто "разносчики" информации. Наверное они на публикации таких статей зарабатывают. Ну и пусть. Зато люди читают, узнают о кукле - о новом для себя. И кто захочет понять - он найдёт потом и точную информацию. Главное чтоб эта информация была. Поэтому собираем и публикуем. Берите и пользуйтесь! :-))
Ну а подписывать источники информации, указывать авторов... действительно, если кукла народная, какое тут авторство? Я конечно за то, чтобы всегда указывалось, кто, когда и где куклу передал, но боюсь, что за грядущие десятилетия эта информация в большинстве своём сотрётся. Да и с достоверностью тут сложно: конвергентное развитие это называется, оказывается. :-)) Ведь и сегодня увлечённые куклой люди придумывают кукол, часто оказывается, что очень похожих... все эти куклы - НАРОДНЫЕ. Именно это и останется в истории. Надо понимать, что "разносчиков информации" много, и 90% из них - не очень добросовестные, они скорее всего не будут указывать авторов. Пока мы помним и знаем точно - всё будем в книгах указывать. А лет через 50 видно будет, что осталось в памяти. :-))
Думаю что нужно разделить понятия.
Кукла - ДОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ И СООТВЕТСТВЕННО НАРОДА, она не является и не может являться ни чьей собственностью, это принадлежность эпохи, времени. Как картины Пикассо, например.
А вот сведения о них выложенные определенным мастером, являются предметом интеллектуальной собственности, как "Книга кукольный сундучок" например.
Кто возьмется ее скопировать и издать без договора с издательством? Слабо?
Я говорю своим ученикам всегда, создавайте свои материалы, выкладывайте, только сверяйтесь с тем, кто передавал.
Ученики превосходят учителя уже только потому что им достается материал усвоенный и пропущенный через видение учителя, они могут усилия свои приложить и сделать это НАМНОГО СОВЕРШЕННЕЕ.
Что касается учиться не могу у того или другого. Разве преподаватель учит как сложить лоскутки? Все же это передача мировоззрения, плюс общее сознание и вхождение в определенное со местное состояние.
У каждого есть свое видение и свои ученики, можно создать любую школу, свою. Только вот присваивать чужие идеи под видом - народное достояние! не порядочно и сваливать на общую непорядочность не стоит, перед Богом будем отвечать не сообща.
Бизнес и дело души.
Я эту школу прошла.
Когда дело души перерастает бизнес, и становится образом жизни, тогда мастер и становится хозяином своего дела и точно смотрит, кому отдать ремесло, а кому нет.
Не все берут куклу как ремесло. Как относиться в авторской разработке образа куклы для продаж? Наверное как к народному достоянию!Кукла-то народная!
Впрочем это все игра, все идет своим путем и все ради жизненного опыта и роста души.
Вот сейчас я поиграла в полемику, а мне бы кукол поделать....
Вот так и живу, для общей игры и для себя. Вот в этом и служение народу и кукле, начинаешь с того что кукла служит тебе, а потом - служишь ей КУКЛЕ, то есть тому же народу.
Печатать сегодня без договорённости - печатают. Правда, не книги, но статьи в разных журналах и журнальчиках. Народная кукла много где "всплывает", в самых неожиданных изданиях. :-) И люди информацию для статей берут просто из интернета. В лучшем случае - из книг по кукле, но в основном, по-моему, просто "хватают" те сведения, что в интернете лежат. И передают своими словами. Часто дополняют фотографиями - иногда не очень грамотно сделанных кукол (с расцветкой и пропорциями обычно большие проблемы).
Поэтому, как мне кажется, задача кукольных мастеров, обладающих ЗНАНИЕМ по кукле - тут же подправлять на сайтах, если кто-то что-то неверно написал, или выложил куклу с определённым названием (ну, например, кубышку-травницу), которая сделана с сильными искажениями. Надо тут же писать об этом - тогда люди будут исправляться, и ошибки не будут распространяться дальше.
Если статьи неграмотные встретились - писать о них, с фотографиями, и уточнять, что именно неверно. И как исправить.
Правда, это уже настоящая задача, требующая сил и времени, а отдачи, в общем-то, совсем никакой. Отдача тут иная - очищение знания.
Одному мастеру такое не потянуть, хорошо бы, чтобы разные мастера заглядывали и подправляли людей, говорили о неточностях, тогда и тем, кто учиться, веселее будет, и мастерам не так сложно.
Плюс есть "животрепещущие" темы - ведь все, кто занятия по кукле ведёт, наверняка хорошо видят, какие ОДНИ И ТЕ ЖЕ ошибки постоянно повторяются. О таком нужно писать. И в книгах, и в интернете.
Так потихонечку, годами, ситуация может поправиться. Знания будут распространяться - от мастеров, проверенные, очищенные от мусора. И люди смогут развивать куклу, привнося новое и хорошее.
А ещё пришла идея - не знаю, поддержит кто-нибудь, или нет? Вилена, это только через тебя пока организовать можно.
Можно завести статью, в которой начать собирать вопросы, допустим, к Агаевой Ирине Владимировне. Когда у Ирины Владимировны появится возможность - чтобы она посмотрела и ответила. Думаю, самые простые вопросы, на которые ответ и так найти можно, естественно передавать ей не будем. Но есть вопросы именно по её куклам, на которые только она грамотно и точно ответить может. Так вот - тем людям, кто физически никак на семинар попасть не может, но имеет осмысленные и важные вопросы, это может очень помочь.
Может быть не только к Ирине Владимировне, но и к другим мастерицам вопросы собирать? Была бы у кого-то связь с мастером, ну и, самое главное - чтобы мастер был готов ответить, хотя бы на самые важные вопросы, хотя бы иногда.
Так уточним многое по куклам, тонкости разные, и т.п.
Единственное, чего пока не могу придумать - как отблагодарить Ирину Владимировну, Вилену и других мастеров (если кто-то ещё будет помогать). А будут ли мастера готовы тратить своё время просто так - не знаю. Это всё же уже труд.
Прочитала все внимательно.Вопрос о мастерстве и передаче его ученикам очень важен и для меня.
Занимаюсь куклами пятый год. Первый год собирала материал и осознавала его.Не могу сказать, что полностью овладела всеми секретами создания народной куклы, уже хотя бы потому, что шла к этому через интернет, по крупицам собирала все сведения о сакральной части. Что касается технологии создания, то в этом не испытываю трудностей - благо, мастер-классов в интернете много. Если все внимательно проработать, то основные принципы вырисовываются ясно и, практически, они у всех одинаковы.
Больше всего жалею о том, что не пришло это ко мне от мамы или бабушки, чтобы со всеми заговорами, со всеми секретами и особенностями. Но отказываться от творения кукол-мотанок не собираюсь. И от мастер-классов тоже, потому что в нашем областном городе у меня нет не соперников, ни единомышленников,и создавать их, похоже, мне надо самой. А интерес к народным куклам достаточно большой - это очень хорошо видно во время ярмарок, на которые приглашают членов творчских объединений.Во время ярмарки я буквально хрипну, постоянно объясняя назначение и особенности моих кукол.
Второй год я веду в нашей районной библиотеке мастер-классы, на которые приходят "девушки"от 6 до 80. Плату беру, но достаточно символическую, хватает на материалы для кукол (я пенсионер с минимальной пенсией). Учу не только создавать антропоморфную фигуру, но творить сакральный предмет, куда вкладывается часть души и который приносит радость людям.Может быть я делаю что-то не так, но никто другой не делает ничего подобного у нас в славном запорожском крае.
Я не зацикливаюсь на платных МК, приглашают в школы - иду, приходят в библиотеку, где действует постоянная выставка моих кукол, провожу экскурсию, приглашают на телевидение, иду и туда и стараюсь рассказать и показать.
Не может народная кукла создаваться по застывшим догматам, она потому и народная, что несет в себе мироощущение его представителей. Пусть моя мотанка не та, которую делали пра-пра.. и т.д.- бабушки, она, конечно, другая, но дух ее, смысл и назначение остается тем же. Я их творю, привлекая к этому творчеству желающих, я учу женщин творчеству, рассказывая все, что знаю сама, открываю секреты, которые постигла самостоятельно - не жалко. Кому надо, тот пойдет дальше. Не скрываю ничего, потому что осознала, что так, как это сделаю я, не сделает никто.
fotina, спасибо вам - за отзыв, и за ваш труд: я тоже именно так понимаю народную куклу - когда сами увлечённые люди берут на себя такой труд, изучают, несут дальше, в своём краю, рассказывают людям, показывают всё, что смогли узнать и осознать.
Куклы, естественно, меняются: через 3-4 "колена" куколка может выглядеть уже немного иначе, чем в самом начале, когда её только передали, и мне кажется, что это хорошо. Потому что застывшее искусство - не искусство, тем более не народное искусство. Есть, конечно, реконструкторы, но это всё же уже немного другое.
Когда подходишь к делу с душой, и действительно изучаешь, не имеет большого значения, как именно изучаешь - удалённо, или у мастеров, или по книгам-библиотекам; знания начинают приходить сами. Главное - взять на себя ответственность и нести эти знания дальше. А как верно кельт однажды заметил :-) - у нас у всех предки делали тряпичных кукол, и глубинные знания у нас у всех остались. Нет точных слов для заговоров, и т.п., иногда знания техники не хватает, но многое восстанавливается - по своим ощущениям.
От себя могу сказать, что учиться хотят не все, некоторым нужен просто материал, материал для заработка.
И вот появляются разные "славутницы" в которых невооруженным глазом видно незнание, но создается красивая история, которая берет за душу и все - человечек твой.
Очень грустно.
По опыту могу сказать, как благодарно и дистанционное обучение, где человек высылает фото и переделывает кукол. Меняется сам, вместе с куклой, вот в этом и предназначение куклы, именно поэтому жизнь и меняется, меняешься ты сама.
Таких учеников раз-два и обчелся,с такими интересно, они растут быстро.
Сама многому учусь и вижу - интернет не дает наполнения образами, духом учителя, поэтому уважаю тех кто говорит - мы лучше у учителя, чем по интернету.
Сама пыталась сделать из интернета многое, не то....
Для себя решила, нужны учителя и в них поверьте нужно вкладываться - душевными силами теми же что и учитель вкладывает в меня, когда ведет.
От интернета - пусто и холодно.
Согласна с вами, Вилена, что учитель и его дух дают больше, чем интернет, но не всегда это возможно. Кто-то живет далеко от местонахождения учителя, будь это, какое-то поселение в глубинке России, провинциальный город или как у меня - заграница. Интернет - это та же библиотека, только богаче и с большим количеством мусора, в котором приходится иногда много возится,но и бывают великолепнейшие находки, просто алмазы. В любом случае, я думаю, кукол делает человек и как бы он не следовал истории, у него получается своя кукла, на основе традиционных, но своя. Вот с чем сложно, так это с историей. Иногда такую ахинею плетут, что просто жалко потерянного времени.
Ахинею видно сразу - мы уже "учёные", так что время тратить особо не приходится.
Про дистанционные курсы с Виленой совершенно согласна - это действительно обучение. Помню по себе, как сложно бывает, когда ты сделал куклу, тебе очень нравится, а мастер разносит её в пух и прах. :-) Как оказывается - при отстранённом взгляде - очень верно разносит. Потому что, когда исправляешь куклу, начинаешь понимать, что в том варианте была самоделка, не более того.
И дело не в слепом подражании эталону; просто некоторые мелочи не всегда заметны начинающему (пропорции нарушены, цвета костюма негармоничны, орнамент не соответствует, такой костюм на этого персонажа не может быть одет, и т.п.). Мелочи, но из них складывается образ, и при нарушении образ получается не тот - искажённый.
Поучившись у мастера, или на курсах, можно уже своих кукол сотворять, но время от времени лучше соотноситься с мастерами - кукол своих показывать и отзывы слушать внимательно.
У некоторых людей практически сразу куклы очень верные, точные, душевные выходят - тогда задача мастера - говорить такому человеку, что ему учиться уже нечему, может и сам учить и творить. :-)
Я всем ученикам удаленным, а сейчас всем интересующимся говорю, что нужно учиться у мам, у бабушек. Ведь мастера тоже у них же и учились! И подчас мне ученики такое рассказывают. Поэтому нужно искать рядом учителей, они есть, только нужно увидеть знание за обыденным.
Тот кто хочет учиться - учителя найдет. И может сам потом рассказать о том что нашел.
Я за последнее время нашла 5 кукол, просто никуда не выезжая.Спрашивайте, не обязательно учиться у тех, кого не достанешь, настройте свой "мелкоскоп" еще не поздно.
Донна, а вы ведете где-то занятия?
Alena, нет, я в лесу. :-))) Так что только сайт (интернет в целом) и книги, заметки. Пока не могу себя заставить даже ради занятий "окунаться" в город. :-) Хотя мне бы и самой не мешало поучиться. Но спасают архангельские дистанционные курсы.
Спасибо за статью, это очень волнительная тема, сейчас многие хотят зарабатывать на народных куклах. Я пока не очень разбираюсь в тонкостях, только начинаю осваивать технологию, но даже мне порой видно, что в интернет-магазинах продают чисто авторских кукол под видом народных. Я полностью согласна, что людей надо просвещать (тем мастерам, которые чувствуют в себе силу и достаточный объем знаний), показывая на недочеты и неточности. И очень благодарна Вашем сайту, я здесь очень много информации черпаю. Хотя, народные куклы потому и народные, что передавались из поколения в поколение, по пути трансформируясь (а как без этого?), и нынешние куклы уже не такие, какими они были несколько сотен лет назад. По-моему, самодельная куколка, в которую рукодельница вкладывает душу и вносит небольшие поправки для себя, будет полезнее, чем покупная, пусть и сделанная строго по канонам (опять же нигде не прописанным).
P.S. Кстати, я зашла сюда из поиска "имя кукле" :), мне задали вопрос, можно ли куколке Желаннице давать имя, или это и есть уже ее имя?
Если честно, то про имя для Желанницы не слышала. Но вообще-то больше чем уверена, что молодые девицы, делая себе такую куклу, конечно же оживляли её - Желанница ведь, подруга для самого сокровенного, наверное каждая девица свою куколку по-своему называла.
Могу и ошибаться, возможно, просто Желанницами звали.
Думаю, если есть потребность куколку назвать - надо называть; если такой мысли не возникает - то и не надо.
Однако, имя придумывать - это самое интересное, так что сложно отказать себе в радости выбрать имя для любимой куклы. :-) Я б, пожалуй, свою назвала. А вот озвучивать для всех не стала бы - секретное имя, которое только я и она знаем. :-)
Пишите о БЕСПЛАТНОЙ передаче знаний. Однако ни Вилена ни Архангельские курсы не передают свои знания бесплатно! А почему это должны делать такие мастера, как например, Агаева?
Спасибо вам за интересную тему. Я тоже кукольница со стажем, много делаю авторских кукол, в том числе и в народном стиле. Делала их задолго до знакомства с Агаевой Ириной Владимировной и с её куклами Тульской и других областей. Поэтому могу с уверенностью сказать о своих ощущениях в этой теме. Я ходила на многие её мастер - классы и согласна с автором, что Ирина Владимировна, конечно, большой мастер, много передаёт накопленных знаний особенно по Тульской кукле, но, если мастер хочет идти своим путём, собирать знания, развиваться, как самостоятельная творческая личность, то нужно и лучше для развития поменьше иметь над собой авторитетов, которые всегда будут считать себя выше, свои знания непререкаемыми и твоё отношение с ними и к ним тоже будет продиктовано свыше. А вдруг так случится, что вы окажетесь приглашены к участию в каком-то международном, или ещё каком-то фестивале, конкурсе, да ещё получите диплом лауреата, за изготовленную вами работу, да ещё будете на 100% уверены, что и работа и её название ваши и больше ничьи, а мастер, который, возможно, приглашен вами, или через вас, на этом же мероприятии не получит диплома лауреата, то можете представить себе последствия своего успеха. Я их черпаю в полной мере. Я решила, что дальше пойду сама. Не хочу больше слышать недовольный голос по телефону, или грубые ответы на мастер - классах. Оказывается, я должна была на всю страну сказать спасибо и ещё что-то сделать, чтобы авторская моя работа была под другим именем и в соавторстве. Нужно самим искать свои пути в творчестве. Каноны не везде уместны. Научила - спасибо, но чаще ведь мы идём за чьими-то чужими знаниями то ли по привычке, то ли делая реверансы, при этом теряя свою самобытность и вторя чужому авторитету, даже если и от него получаем его авторскую куклу. Девочки, становитесь самодостаточными и самобытными мастерами, пробуйте себя не только в традиционной, но и в авторской кукле, готовьте персональные выставки, обучайте других. Удачи и новых творческих успехов вам в Новом Году!
Дорасти до своего мастера и перерасти его (её) - испытание для обеих сторон, и для мастера оно, наверное, более тяжёлое. Но, думаю, со временем всё должно встать на свои места. Мастеров должно становиться много. Ученики перерастают учителей, и не только в кукле, это должно быть наградой каждому учителю.
Цитата с сайта Мензбировского орнитологического общества (zmmu.msu.ru/menzbir/news.htm ) хорошо показывает, как и ради чего работают настоящие учёные:
"Дорогие коллеги!
Принимая во внимание, что некоторые рукописи о птицах Северной Евразии, написанные ушедшими от нас орнитологами, так и не увидели свет, и в то же время сейчас, благодаря сети интернет и новым технологиям появились простые возможности для распространения содержащейся в них ценной информации, нам представляется актуальным начать составление списка неопубликованных рукописей по птицам Северной Евразии для их дальнейшего сканирования.
В этой связи мы обращаемся ко всем членам МОО и орнитологической общественности бывшего СССР, как профессиональным орнитологам, так и ко всем любителям птиц – если Вам известны какие-либо неопубликованные рукописи о птицах, сообщите, пожалуйста, что Вам известно об их названии, авторе и местонахождении.
Если будет доступ к старым неизданным рукописям, то можно их отсканировать и в формате pdf или djvu выложить в сети для общего доступа. Для этого не надо денег, а нужно лишь немного желания и времени для сканирования. Самые уникальные, ценные и лучшие их них позднее можно будет и издать, если удастся найти финансовые возможности."
Сравните это с тем, как ведут себя мастера народной куклы, хоронящие знания только в своём узком кругу и продающие за деньги народную культуру. Несомненно, потомки оценят их дела по достоинству.
Наука у нас (в отличие от Штатов) чиста сегодня от личной выгоды, и воспитание старое у людей. Правда, здесь никто выгоды не ищет. С куклой есть и так, и сяк, разные люди. Хорошо бы, конечно, чтоб двигалось в сторону, как в нашей науке.
Прочла материал и думаю моя мама много примного лет делает кукол, Мы то привыкли, Иногда ворчим на беспорядок ,Скажем творческий, Видим ,Как реагируют люди, Куклы добротные харизмотичные. Как то одна женщина сказала ,Ну и зачем вам это нужно. Мама опустила руки, А вещи то самобытные, А может и правда не нужны мастера по куклам.
Люди далеко не всегда поддерживают, к сожалению. Некоторые часто могут ляпнуть что-то грубо, то ли из зависти, то ли по недоброте душевной. Таких надо как-то заранее учиться видеть и к мастеру близко не подпускать. Потому что, даже понимая всё, что внимания обращать не надо, что этот человек того не стоит, всё равно осадок остаётся, настроение портит сильно. А творческие люди очень ранимые. Постарайтесь маму от таких тёмных людей оградить, пускай она мастерит дальше. Лучше всего кукол дети принимают, она вполне может какие-нибудь детские занятия вести.
Я с Вашими высказываниями полностью согласна, о том, что знания - это достояние народа. Хорошо сказано, правильно! И хоронить эти знания не стоит от этого же народа, ведь всегда найдутся люди, которые возьмут и совершенствуют их, и приумножат, и возвеличат достояние страны. Вообще знания -это бесценный клад, но этим кладом нужно делиться, для роста и расцвета общества.
Как интересно, что через 4 года снова вернулись к теме "Продавать или не продавать". Думаю, надо и продавать и мастер-классы проводить и не стесняться. Но продавать не молча, а с историей, будить в человеке, купившем куклу, его внутренние резервы, интерес к этому неведомому для многих пласту культуры.
Вера в куклу помогает преодолевать трудности, уныние, помогает по-новому посмотреть на мир и на себя.
Может, я не права, но кое-что я добавляю от себя. Судите сами - если куклу покупают, то говорю, что нужно ей на поясок повязать ниточку от своей одежды и сказать кукле, чего от нее ждут - своеобразный заговор. Говорю при этом, что я добрая тетя, но в куклу нужно вложить и свою энергетику, моей-то на всех не хватит. Так избегаем "нахлебничества", когда купивший куклу ждет от нее чуда, а чудо нужно сделать самому.
Девушкам, купившим куклу "На замужество", советую озвучить кукле свои мечты и три недели ходить присматриваться к мужчинам - не похож ли на заказанный "идеал", ходить не сутулясь, заинтересованно воспринимая окружающих, показывая им себя. А ведь это и есть необходимое условие возникновения "искры".
Теперь о продаже куклы - почему бы и нет. Во-первых, некрасивую куклу никто не купит, а красивые получаются не на конвейере, а при индивидуальном исполнении. Много таких не сделаешь, сил не хватит. Во-вторых - это один из способов распространения знаний о них, а в третьих, я всегда говорю, что лучше сделать самому и приглашаю на мастер-класс, плата за который чисто символическая, потому что для меня это не хлеб, а любимое занятие.
Группы маленькие - 1, 2 и до 6 человек. Обстановка - как на "вечорницях", только песен не поем - в библиотеке занимаемся. И на этих занятиях я не учитель, а советчик, добрый и не навязывающий своего мнения. Заранее предупреждающий возможные ошибки и никогда! Не критикующий. Технология - да, но не подбор тканей и пропорций - это индивидуальность и не мне ею управлять, если что не так, сами увидят, сравнив с той куклой, которую я тоже делаю у них на глазах.
Мне просто жаль женщину, которая не стала делать кукол, только потому что кто-то сказал:"Ну, и зачем это вам нужно". Да хотя бы затем, что я могу такое, а вы - нет! У меня есть любимое дело, которое дает мне минуты и часы счастья, а вы в это время сидите на лавочке и моете косточки соседям. Не надо обращать внимание на глупых людей, будьте сами счастливы и дарите его людям.
fotina, совершенно с вами согласна! Всё очень верно.