admin

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1430

Проект на тему:

«Волшебный мир тряпичной куклы»

Выполнила ученица 4 «Б» класса Беленко Софья.

Москва, 2011 г.

Руководитель проекта:

Исаева Юлия Владимировна - учитель начальных классов ГОУ Центр образования 1430 г. Москвы, классный руководитель 4 «Б» класса.

Автор проекта: ученица 4 «Б» класса Беленко Софья.

Актуальность тематики:

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение, возможно, дело всей жизни. У меня появилось желание отвлечь друзей от импортных машинок, а подруг от Барби и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.

А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! И я полна решимости донести ее до как можно большего числа моих сверстников.

Проблематика проекта:

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, мои сверстники не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

Цель проекта:

Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского деревенского быта и развить интерес к теме проекта среди ровесников.

Задачи проекта:

1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту.

2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.

3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы, побудить сверстников прочитать представленные в ходе презентации проекта книги, найти другие издания на эту же тему.

4. Определить дальнейшие направления изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта.

Этапы работы:

I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

II этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

III этап – творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта;

IV этап – защита проекта;

V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.

Ход работы:

Определение темы проекта

Март 2010 г.

Постановка целей и задач работы

Март 2010 г. – апрель 2010 г.

Изучение специальной литературы, поиск других источников информации

Май 2010 г. – август 2010 г.

Изучение и изготовление различных видов кукол

Май 2010 г. – сентябрь 2010 г.

Подготовка стенда и презентации проекта

Сентябрь 2010 г. – ноябрь 2010 г.

Проведение творческого занятия, посвященного тряпичной кукле, и изготовление кукол с одноклас-сниками

Ноябрь 2010 г.

Продолжение работы по изго-товлению кукол и оформлению стенда.

Декабрь 2010 г. – Март 2011 г.

Создание раздаточного комплекта с инструкцией по самостоятельному изготовлению куклы-зайчика

Март 2011 г. – Апрель 2011 г.

Защита проекта на школьном конкурсе

Апрель 2011 г.

Определение дальнейших направле-ний развития проекта

Апрель 2011 г. – Май 2011 г.

Путешествия по России в поисках тематических выставок, пополнение кукольной коллекции

Июнь 2011 г. – август 2011 г.

Представление проекта моим друзьям по летнему отдыху

Август 2011 г.

Результат:

С использованием собранного материала подготовлено и неоднократно проведено творческое мероприятие, включающее демонстрацию красочного стенда, увлекательный рассказ, самостоятельное изготовление сверстниками куклы из раздаточного материала под руководством автора проекта и презентацию тематических изданий.

Практическое использование:

Для проведения творческих мероприятий.

Содержание

Введение;

Часть I. Возникновение и развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы;

Часть II. Роль и значение кукол в жизни русского народа;

Часть III. Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта;

Часть IV. Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта;

3аключение;

Список использованной литературы;

Приложение.

Введение

Как и все дети я люблю играть! А что за игры без друзей? Но иногда мне хочется подумать в одиночестве, почитать, поиграть самой с собой, взять те игрушки, которые не подходят для большой компании.

Больше всего я люблю мягкие куклы, а также что-то маленькое, привлекательное и трогательное. И однажды в моей голове появился вопрос: почему какие-то вещи мне хочется использовать для игры, а какие-то не вызывают во мне никакого интереса? Я впервые задумалась об истории возникновения игрушек. Прежде всего, меня интересовали, конечно же, куклы.

Вспомните начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисуш-ка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Вот и на примере этой сказки мы видим, насколько серьезным было отношение людей к куклам. Ведь мать, умирая, оставила дочке вместо себя не простую игрушку, а помощницу, советчицу и охранительницу – волшебную куклу. И в сказке куколка отлично справляется с матушкиным поручением: она помогает Василисе делом, советом и оберегает ее своей любовью. Да и девочка не забывает о своей помощнице, бережет ее, кормит, оставляя ей самые лакомые кусочки.

В сюжете сказки находит отражение особое отношение людей к куклам. Описываются мистические свойства игрушки. Фактически умирающая женщина вложила в куколку частичку своей материнской любви, заботы и внимания, которые каждая мать хочет подарить своему ребенку. Трудно подобрать более яркую иллюстрацию важности той роли, которую куклы играли в жизни русских людей!

Часть I. Развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы

Вся семья знала о возникшем у меня интересе, и мы с родителями поехали в Сергиев посад в музей игрушек. К сожалению, а может и к счастью, в этот день мы попали совсем в другое место – в музей Каретный двор, где одна из экспозиций была посвящена крестьянскому быту.

На этой выставке мы встретились с замечательным художником-кукольником Марией Дмитриевой, которая рассказала нам много интересного из истории возникновения тряпичной игрушки, показала свои работы, которые сразу покорили меня, и подарила первую куколку, которая появилась в нашем доме. Я обратила внимание на необычный вид авторских игрушек Марии, отметила, что они сделаны из старых лоскутков. Это придавало куклам особое очарование, хотелось взять их в руки и не выпускать. Я задавала Марии вопросы, а она терпеливо отвечала на них, рассказывала кукольные истории, описывала свои путешествия по стране, во время которых она изучала кукол, перенимала опыт у старых мастеров.


В этот день мы также стали обладателями чудесной книги «Русская тряпичная кукла», которую написали Галина и Мария Дайн. Мария Дмитриева, видя мой интерес к ее изделиям, сделала в книге на страничке, где представлена ее кукла, памятную запись для меня и моей сестры Веры. Позже я узнала, что Галина и Мария Дайн – знаменитые кукольные мастера. Их куклы, тематические статьи и книги получили широкую известность во многом благодаря тому, что в своей работе они придерживались старинных технологий изготовления игрушек.

Дома я не выпускала новую книгу из рук и почти сразу попыталась создать свою куклу. Познакомьтесь: вот она – моя первая красавица, игрушка, которую я сделала своим руками без помощи взрослых. И пусть все ее недостатки, что называется, «налицо», а точнее – на лице, она мне очень дорога, и мы бережно сохраняем ее в своей кукольной коллекции.

Часть II. Роль и значение кукол в жизни русского народа

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. 

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Обычно они висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В крестьянской семье их было много, и все имели свое место. Вот такая кукла, например, дарилась с пожеланиями довольства и плодородия. Она называется «зернушка», и внутрь нее насыпали крупу или зерно. При изготовлении такой куклы не использовались иголка, ножницы и другие острые инструменты, а во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мысли.

А внутрь такой куклы зашивали хмель и клали ее у подушки для сладкого сна. Она называлась «травница».

При изготовлении этих кукол мы с мамой попытались соблюсти старинные традиции, и для наполнения туловищ использовали гречку и сушеный хмель.

Наша семья часто путешествует, и я все чаще стала обращать внимание, что в своем интересе к тряпичным куклам я не одинока. Во многих областях нашей большой страны существуют кукольные мастера, свои традиции изготовления кукол и свои выставки, посвященные этой теме.

Вот эту куклу мы привезли из города Кириллова,

эту малютку ростом всего пять сантиметров - из Вологды, 

а эту – с Соловецкого архипелага.

Интересно, что последняя кукла мужского пола. А ведь в деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Мне лично идея сделать кукольную пару кажется привлекательной, и в ближайшее время я планирую сделать мужика, бабу, и, возможно, деток. С кукольной семьей можно придумать гораздо больше игр, чем с одной куклой.

Когда у меня появилась вторая книга о куклах - «Кукольный сундучок» Елены Берстеневой и Наталии Догаевой, в которой подробно описаны схемы изготовления нескольких видов кукол, я определила для себя «любимую куклу».

Это игрушка – зайчик, не слишком сложная, но очень трогательная. Особенно привлекательным мне показалось то, что для изготовления такой куклы мерку снимали с ладошки малыша. Тогда зайчик плотно «садился» на пальчик ребенка. И пока ушастая нянька развлекала малыша, мама могла заниматься своими делами.

Кстати, посмотрите, каких разных кукол можно сделать на основе зайчика. Нужно только немного пофантазировать.

Часть III. Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта


Именно на этой стадии работы над проектом у меня появилось желание рассказать о своем увлечении друзьям. И мы всей семьей приступили к созданию стенда, который получился похожим на сказочный домик с окошками. Но ведь так и должен выглядеть «ларчик» с куклами!

С особой гордостью я разместила на стенде фотографии кукол, изго-товленных настоящим ку-кольным мастером, автором книги «Кукольный сунду-чок», Наталией Догаевой, с которой я познакомилась гораздо позже, чем с ее чудесным произведением. Как-то рассматривая схему изготовления одной куколки на интернет-сайте www.rukukla.ru, я увидела обложку знакомой книги и очень обрадовалась.

Одним из создателей сайта как раз и оказалась Наталия Догаева. Без особой надежды на ответ мы с мамой отправили ей письмо, в котором рассказали о моем увлечении и работе над проектом. И когда пришел ответ, к которому прилагались фотографии, нашему счастью не было конца!!! Куклы Наталии – это чудо, и мне хотелось бы со временем научиться создавать такие же шедевры!

Осенью 2010 года я представила свой проект одноклассникам. Ребята с большим интересом отнеслись к моему рассказу, а потом под моим ру-ководством сделали своих кукол-зайчиков.


На стенде наглядно представлена схема изготовления зайчика, но мне пришлось потрудиться, прежде чем у каждого получилась аккуратная куколка. Все ребята радовались и строили планы по применению игрушки. Кто-то захотел сделать подарок своей маме, кто-то решил повесить зайку на новогоднюю елку, кто-то поставить его на письменный стол. Но больше всего меня порадовали те, кто решил начать собирать свою коллекцию кукол. Значит, мне удалось передать свою любовь к тряпичной кукле другим людям, и скоро у меня появятся единомышленники, с которыми мы будем делиться опытом изготовления игрушек и обмениваться своими творениями.

Для удобства я решила подготовить схему изготовления зайчика в виде отдельной листовки, которую я могла бы раздавать друзьям вместе с набором материалов для изготовления куклы. Такие комплекты востребованы постоянно. Я раздаю их каждый раз, когда представляю проект, или просто когда встречаю заинтересованных людей (приложение 1).

В следующий раз я выступила с проектом на школьном конкурсе. Перед началом мероприятия я волновалась, что тема не будет интересна старшим школьникам. Каково же было мое удивление, когда возле моего стенда с интересом задерживались не только ученики, но и взрослые люди. За несколько часов я подарила более 50 зайчиков. Особенно порадовало меня то, что строгие члены комиссии, оценивающей проекты, присудили мне первое место.

При подготовке стенда я оставила свободной нижнюю откидную часть короба. Сначала мне казалось, что ребята не захотят брать своих зайчиков домой. И я задумала разместить все ненужные игрушки на этом свободном месте. Я представляла проект уже много раз, но никто из моих учеников не расстался со своим зайчиком. Скоро мне придется заполнить пустоту своими куклами! Ведь новинки в коллекции появляются постоянно, и все куклы уже не помещаются в верхней части стенда.


Мой проект показался интересным и моим дачным друзьям, и моим подругам из города Переславль Залесский.

Часть IV. Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского быта.

Разновидностей кукол превеликое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства. Я начала делать куклы с семи лет, а мои далекие предки в крестьянских семьях, не имея других игрушек, брались за лоскутки гораздо раньше - с младенчества. Пока дети были совсем маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Но с пяти лет такую игрушку уже могла сделать любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Фактически куклы заменяли модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. И я стараюсь собрать информацию о русском народном костюме. К счастью сейчас во многих музеях представлены такие изделия. И особенный интерес у меня вызывают действительно старые вещи, пусть ветхие, но хранящие историю владельца. Именно они привлекают, открывают новые направления для изучения. Создать полный костюм мне пока не по силам, и я решила сосредоточиться на деталях. Например, мне всегда нравились такие элементы одежды, как кружевные украшения. В Вологде я узнала, что в старые времена их делали на коклюшках из льняных ниток. В музее Хитрости и смекалки Переславля Залесского мне удалось увидеть древнее приспособление для изготовления льняного волокна. Оказывается, в фотоархиве нашей семьи есть снимок аналогичного устройства, сделанный на остове Кижи в музее Деревянного зодчества. Это определило тему моего следующего проекта: «Русский лен».

Мне интересно все: и способы получения нити, и виды прялок, и плетение кружева. Пока мы с моей тетей вырастили в огороде из семян пучок льна и готовимся сделать из него волокно, пригодное для творчества .

Потом я планирую освоить простые способы плетения кружева на коклюшках. И первым же своим изделием я украшу тряпичную куклу. В древности так и было принято: все, что из рукоделия удавалось девушке лучше всего, можно было увидеть на сделанных ею куклах. Здесь были и кружева, и золотая вышивка, и украшения из бисера, и разноцветные плетеные шнуры, и многое другое. Да и сами устройства для создания льняных изделий сами по себе являются произве-дениями искусства. Вот такими расписными прялками мы любо-вались в музее Ферапонтова монастыря под Вологдой.

Кстати, льняная игрушка интересна сама по себе. Мы привезли из Белозерска чудесную льняную лошадь, которая обладает удивительными свойствами: она приятная на ощупь, теплая и трогательная. Но мне все-таки хотелось бы использовать лен в изготовлении именно тряпичной куклы. Например, сплести из льняных ниток косу лоскутной красавице. Не зря ведь говорили: «льняные волосы». Значит и цвет мне подойдет.

Итак, лен у меня есть, осталось только изготовить из него волокно и приступить к изготовлению новой куклы.

Заключение

Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Как вот эти цыплята, которых мы сделали для украшения пасхальных куличей.

Новые работы (продолжение проекта) опубликованы вот здесь.

Кстати, хорошая мягкая игрушка считается отличным подарком и в наши дни.

Существуют целые мастерские по изготовлению таких игрушек. Вот этого зайчика изготовили мастера кукольного ателье Оксаны Ярмольник. А наши зарубежные гости часто увозят такие игрушки с собой в качестве сувениров вместе с русскими матрешками и валенками.

Сейчас в производстве игрушек используются различные материалы, сложные инструменты и станки. Но русская тряпичная кукла всегда делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Вот эти игрушки я сделала для вас с самыми лучшим пожеланиями и с надеждой, что вас заинтересует волшебный мир тряпичной куклы!

Список использованной литературы:

1. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. «Василиса Прекрасная. Русская народная сказка», Амфора, 2010 г.

4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6. Ю.Е. Каштанов, «Русский костюм», Белый город, 2009 г.

Приложение 1

Дорогой друг!

Для изготовления зайчика тебе понадобятся: прямоугольный лоскуток ткани размером с твою ладошку, толстая нитка, ножницы и комок ваты в сжатом состоянии величиной с лесной орех.

1. Сложи ткань пополам по пунктирной линии.

2. Вложи кончик заготовки, прилегающий к линии сгиба, между двумя частями ткани, чтобы получился треугольник. Как можно туже оберни заготовку ниткой 4-5 раз. Получились ушки.

3. Обрежь кончики нитки.

4. Раскрой заготовку и вложи внутрь комок ваты как можно ближе к ушкам. Закрой вату краями ткани.

5. Перетяни заготовку ниткой, чтобы получилась шейка зайца. Поверни заготовку разрезом к себе, расправь и 4-5 раз подверни низ ткани. Получится валик.

6. Переверни заготовку, сложи ее так, чтобы валик оказался на уровне шейки. Перетяни туловище ниткой крест-накрест и по линии пояса.

7. Обрежь кончики нитки, расправь ушки и подверни внутрь края заготовки.

Зайчик готов! Поздравляю с первой куколкой!


  • Молодец Соня! Отличная работа, очень радостно! Не у каждого взрослого нынче на такое исследование терпения хватит. :-)
    Куклы понравились очень, особенно вариации Зайчика и цыплята для куличей, они просто замечательные! Это вы сами придумали?.. Очень здорово!

    admin
  • Умничка!Особое спасибо педагогу и родителям!

    shpak
  • Молодец! Мне очень всё понравилось! Особенно куклы Зайчик и Цыплёнок!
    И я тоже научилась делать куклы! Под твоим "руководством" я сделала Зайчика. Спасибо тебе за очень интересный проект!!! Пиши ещё проекты такие же интересные, как этот!!!!!!!!!!!! =) =) =)

    Полишенька =)

    Гость Полина
  • Хорошо, когда кукольные мастера есть разных возрастов и в разных городах - это и есть настоящая народная культура!

    admin
  • Спасибо большое Софья! Просто не верится, что проведена ТАКАЯ огромная работа! Поражены усердием и трудолюбием Вашим. Замечательная коллекция с поразительными экземплярами, будто бы съехавшимися со всей земли, особенно поразила лошадь. Ты заставляешь посмотреть на такую простую вещь, как рукодельная кукла, а я не понимала, насколько это может быть интересно! Да, готовь ещё проекты!!!

    Гость julka29
  • Здравствуй Софья! Надеюсь, что твоя семья тебе помогает в таком серьёзном деле? Вероятно приходится всегда помнить об ответственности хранителя традиции тряпичной куклы. Очень у тебя серьёзное лицо на фотографиях.
    Спасибо! Ты показала всем, как надо работать! Так держать!

    Гость Дион
  • Проект живёт и развивается, вот новые работы Софьи
    www.rukukla.ru/article/trya/The_project_lives_and_develops

    admin
  • Вот, стоит поддержать человека в том, что ему действительно по душе - и результат замечательний! Очень впечатлило!А человек в 4 классе!
    Высловлю свое уважение родителям - без их влияния и помощи, думаю, было бы не так здорово.
    Софья, Вы умница! А если после проекта кукол не оставили - значит настоящая Кукольница :)

    olena tarasenko
  • Я Вам благодарна за опыт. Через 8 лет у нас снова начинает работать проект "Народоведение".А без народной игрушки никак не обойтитсь. Особенно задумалась, что дать малышам....и вот Ваш проект. Беру на заметку.

    Ирина Фирсова
  • Я анжелика Я лыблю тряпощных кукол Я их делою С родостю

    Гость
  • Замечательный проект!

    Гость
  • Огромное спасибо! Замечательный проект! Творческого настроения и удач!

    Гость Дарья
  • спасибо читала с большим удовольствием

    Гость
  • Молодец! Большая и отличная работа проделана!

    Гость Гость (Жанна)