admin

Кукла в традиционном женском костюме Вилегодского района

Технология изготовления куклы в традиционном женском костюме Вилегодского района.

(Методическое пособие для педагогов)

Выполнила педагог дополнительного образования Шевелёва Лариса Юрьевна

с Ильинско-Подомское

2006 г

Информация с сайта дистанционного обучения кукле -

Уважаемые педагоги!

Вашему вниманию предлагается методическое описание раздела программы: Лоскутная кукла. Данный раздел включает в себя теоретические и практические занятая по изготовлению куклы в традиционном женском костюме Вилегодского района. Занятия рассчитаны на 25 часов. Возраст диапазон с 10 лет.

Цель занятий - духовно-нравственное возрождение, поднятие общекультурного уровня школьников путем изучения лоскутной куклы, изучение традиций, сохранение и развитие шитья лоскутной куклы в современных условиях.

Формирование у детей особого отношения к окружающему миру на основе народного искусства и изучение шитья лоскутной куклы, как части народного творчества, сохранение традиций Вилегодского района.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо в ходе занятий решить следующие задачи:

- Дать теоретические знания о народной культуре Русского Севера.

- Обучить практическим навыкам и приемам шитья куклы.

- Научить работать с литературными источниками, применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Через систему и последовательность занятий воспитывать у обучающихся:

- Любовь к духовным ценностям, уму, таланту и мудрости своего народа; трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность.

-Бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

- Человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости. Развивать: художественно-творческие способности учащихся.

Прежде чем приступить к работе по изготовлению куклы детям необходимо дать теоретический материал, который можно представить в форме беседы или частями в ходе практических занятий.

Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел, прежде всего, объект, образ языческой веры. Женская фигурка в сильно измененном виде присутствовала в орнаменте, вышивке, кружеве, ткачестве, расписных глиняных игрушках и гончарных изделиях. Игрушка была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

В русской деревне кукла была наиболее распространенной игрушкой.

Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях насчитывалось до сотни. Кукла была не только участником празднеств и обрядов, ее дарили молодым парам, считали оберегом в доме, своеобразным сигнальным знаком.

Кукол делали из того, что было под рукой (соломы, льна, мочала бересты), украшали ее яркими лентами, бусами и бисером.

Эту куклу, хранительницу семейного очага, куклу - оберег, помешали над притолокой двери, трижды повторив: повернись ко мне доором, отвернись со злом. Куклу устанавливали на ворота в пятницу масленичной недели (этот день известен, как тещины вечера). Увидев куклу, зять знал, что в доме тещи его ожидает богатое угощение.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.

Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относиться к своим игрушкам - быть беде. В колыбель ребенку клали куклу оберег, считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Вилегодский костюм

Во второй половине 19-го века-начале20-го по всей северорусской зове, в качестве основной женской одежды, будничной, праздничной и обрядовой, бытовал традиционный комплекс рубахи с сарафаном. Кроме сарафана и рубахи обязательным элементом костюма был головной убор, характер которого определялся социально-возрастньм статусом. Дополняли наряд фартук или пояс.

Одежда девушек и молодых женщин в праздники отличались обилием украшений.

У нас предметы одежды шили из домотканой ткани. Па Виледи основным видам се были льняные ткани, которые изготовлялись на специальном станке - кроснах. Кроме белой материи ткали из крашеных ниток пестрядь - цветное полотно в клетку. Из грубой холстины шили повседневную одежду, тонкое же полотно шло на праздничные сорочки. Наиболее трудоемким было бранное - орнаментальное ткачество. Его сегодня встречают только на полотенцах и скатертях.

Льняную ткань часто красили. Наиболее распространены были красный и синий цвета, в меньшей степени - коричневый, зеленый, оранжевый.   На Виледи широко применялся особый способ крашения - набойка. И вид ткани, окрашенный в синий цвет с белыми или цветными узорами, назывался набивной. Одежда также шилась из покупной материи. Материал, за который деньги плачены, шел на выходные и праздничные костюмы. Характерной чертой идеального образца русской крестьянки был роскошный наряд: если баба наденет алый сарафан, зеленый передник, розовую кофту и желтый платок, то на нее засматривались, как на женщину, одетую с шиком.

По одежде можно определить возраст ее владельцев. Скромные по колориту костюмы носили старухи, старики и дети. Взрослые девушки и молодые женщины до рождения первого ребенка одевались в самые красочные наряды.

Основу женского костюма составляла рубаха. Особо отличались своей нарядностью подвенечные рубахи. По обилию декора с ними могли соперничать рубахи - сенокосницы. Их надевали в сенокос и жатву и обязательно с поясом.

Подолы, оплечья, зарукавья, передники, пояса, головные уборы украшали орнаменты. Вышитые или вытканные сюжеты отражали быт крестьянина, его представления о Вселенной, добре и зле, о сотворении мира и происхождении рода человеческого. Поверх нательной рубахи надевался сарафан.

Будничный домотканый сарафан шился из пестряди, набивной холстины. Для праздника сарафан шился из шелка, сатина, ситца. Юбка, как поясная одежда, в женском костюме получила широкое распространение лишь в конце 19-го века.

Обязательная деталь костюма - пояс. Пояс всегда завязывался на левом боку.

Роль и отношение к нему были особые. Снять с человека пояс означало обесчестить, лишить его независимости. В наше время распоясаться понимается, как вести себя неправильно.

Поверх сарафана или юбки надевался передник. Повседневные передники из холстины, крашеные или вытканные мелкими клетками. В воскресные дни надевались более нарядные передники, низ которых обрамлен прошвами и вышит узорами. Праздничные передники шили из покупной ткани, гонкой холстины, и украшали цветными лентами и кружевами.

Головные уборы и обувь

Огромную роль в женском костюме играл головной убор. Девушки имели право ходить простоволосыми, а вот на простоволосую бабу, считалось, можно порчу напустить. Поэтому замужние женщины обязаны держать волосы закрытыми.

Они в будни и праздники прятали волосы под половинку. В зависимости от времени года, повязывали на головы то шаль, то полушалок. Молодые бабы басились в мархатку, шитую золотом шапку с выступающим козырьком над челом. У девушек модными считались шелковые, коленкоровые косынки бумажные платки. Платок у них считался обязательным элементом праздничной выходной одежды. Голова, как и костюм, украшалась лептами и бантами. Из украшений носили серьги, медные или серебряные, смотря по достатку. Шею украшали бусами, их называли корольками или сперлицей.

На Виледи повсеместно носили улсди (самошитыс галоши с белыми онучами, закрепляющиеся поводками). Улсди и лапти считались повседневной обувью.

Наиболее обеспеченные заводили высокие ботинки со шнуровкой или на пуговках.

Пояс

Пояса являются важными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: Охранял уязвимую часть человеческого тела - живот, детородные органы от вражеского меча, злых духов и сглаза. И посему отношение к нему было особое: очень трепетное и серьезное. И не случайно у наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом - оружие, что означало - обесчестить ею, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту, сняв с него ремень, тем самым, подчеркивая ею несвободу.

Из глубины веков дошло до нас выражение: он совсем распоясался - что означает: ведет себя недостойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселиться злой дух сатаны, поэтому православный люд не ходил распоясанным даже дома, а женщины не снимали пояса и ночью. Особая роль отводилась широкому поясу в свадебном обряде. На нем ткался орнамент подола рубахи, станухи. выполняющий роль талисмана.

Пояс использовался и в обряде похорон: покойника обязательно подпоясывали, клали в гроб несколько поясов на все случаи загробной жизни, и на поясе опускали в могилу, искренне веря, что он является связующей нитью между живущими и умершими. Во время родительских поминальных дней пояса вывешивались на окна, чтобы по ним могли зайти в дом души ушедших в мир иной предков.

Большими браными поясами украшались в избах божницы, в церквях - иконостасы.

Девушки использовали пояс при гадании: загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс (символ богатства) на икону и повторяли: Пояс, пояс, покажи мне суженого поезд.

Родившегося ребенка свивали широким поясом - свивальником, а после крещения крестные дарили своему крестнику крест, рубашку и пояс, который являлся обережным, носился на протяжении всей жизни и не снимался даже в бане.

П.Попов описывает несколько видов поясов.

В воскресные дни надеваются пояса шерстяные и шелковые, те и другие тканые, узенькие со словами и кистями из шелковых лент и лоскутиков, пояса всегда завязываются на левом боку, они не длинные: только чтобы однажды опоясаться: кисти длиною вершка в три (около 13 см).

В праздники носили пояс, плетенный из разных шелков, длинный, чтобы дважды опоясаться с баклушками или кистями, обвитыми мишурой.

Известное выражение бить баклуши - бездельничать, в буквальном смысле, по нашим данным - теребить пояс, ударяя кистью о кисть.

Обычный пояс отличался от праздничного меньшей длинной, скромной отделкой, отсутствием баклушек .

В середине XIX века широкие шерстяные пояса с медной пуговицей, застегивавшейся на левом боку, носили только старухи. Молодые предпочитали более узкие пояски, мода на которые сохранилась до 20-х годов текущего столетия.

По свидетельству II. Попова зимой подпоясыватись теми же летними поясами.

Порядок изготовления куклы в традиционном женском костюме Вилегодского района

Материалы и инструменты для изготовления куклы: мочало, ткань, нитки швейные №40. нитки вязальные, тесьма, кружева, пяльцы, иголка, ножницы (фото 1).

Разобрать мочало. Убрать кору, обрезки дранки. Зафиксировать пучок чуть ниже середины полоской ткани (фото 2).

Распределить пучок равномерно и зафиксировать голову полоской ткани (фото 3).

Оформить голову кусочком ткани и зафиксировать на затылке. Для этого понадобится льняная ткань размером 12х 12 (фото 4).

Для того чтобы сделать грудь, собираем остатки дранки и складываем в пучок. Затем закрепляем, на кукле зафиксировав талию полоской ткани (фото 5).

По бокам куклы плетем косички. На концах фиксируем полоской ткани. Это будут руки куклы (фото 6).

И так каркас куклы готов приступаем к изготовлению одежды для куклы. Это один из важных этапов в изготовлении куклы.

Для изготовления рубахи понадобится ткань белого цвета. Вырезаем прямоугольник, который соответствует с телом куклы (фото7).

Подбираем рисунок для вышивки рубахи. На прямоугольнике выполняем, вышивку крестиком используя нитки мулине красного цвета (фото 8).

После выполнения вышивки оформляем рукава кружевами. Предварительно подогнув край па лицевую сторону (фото 9).

Сшиваем рукава швом назад иголка оставляя в середине промежуток 5 см (фото 10).

Приступаем к следующему этапу: изготовление стана рубахи. Понадобится ткань белою цвета. Вырезаем прямоугольник, кагорый соответствует с телом куклы примерно, так как показано на (фото 11).

Подол стана обрабатываем кружевами, предварительно подогнув на лицевую сторону (фото 12). Боковой шов сшиваем швом назад иголка.

Дня сарафана понадобится ткань в клетку или ткань с рисунком огурцы. Для образца мы выбрали ткань пестрядь (ткань вытканная вручную). Вырезаем прямоугольник, который соотносится с телом куклы, так как показано па (фото 13).

Подол сарафана подшиваем швом назад иголка. Боковой шов сшиваем швом назад иголка (фото 14).

Переходим к изготовлению передника. Для передника понадобится прямоугольник примерно 16x14 см. Передник украшаем вышивкой. По низу передника пришиваем кружева швом назад иголка. Боковые части передника подшиваем на изнаночную сторону (фото 15).

В женском костюме неотъемлемой частью был пояс. Для изготовления пояса на бёрдышке нам понадобятся нитки для вязания: красного, чёрного и белого цветов, бёрдышко.

Порядок изготовления пояса

Пояса можно изготовить на обычном деревянном ткацком станке. Но для этого потребуется специальное оборудование. Гораздо проще для начинающих выполнить такой пояс на небольшом деревянном приспособлении, называемом "бёрдышко". Бёрдышко представляет собой две деревянные пластины с зажатым между ними рядом палочек. Каждая палочка имеет по середине круглое отверстие.

Толщина каждой такой палочки 5 мм. промежутки между ними 2-3 мм. Для работы потребуется челнок, когорый служит для наматывания уточной нити и прибивания ее к краю готового пояса. Челнок - это деревянная пластинка с заостренными краями и с углубленным вырезом посередине, на который и наматывается уточная нить (рисунок 1).

Нарезаем нити нужной длины для заправки пояса (чем длиннее нити, тем длиннее получится пояс). Толщина нитей для основы должна быть одинаковой.

Начинать заправку бердышка лучше с середины: одну черную нить заводим в отверстие центральной палочки, туг же берем две белых нити и заводим их в промежутки между центральной палочкой и соседними с ней: одну влево, другую вправо. Следующую красную нить заводим в отверстие правой палочки, соседней с центральной, третью красную - в отверстие соседней левой палочки.

Когда бёрдышко полностью заправлено, берем в один пучок кончики нитей позади бердышка и завязываем их в общий узел. Этот узел крепим к чему-либо неподвижному (дверная ручка, ножка кровати и т.д.) и начинаем выравнивать нити основы: берем бёрдышко и, подтягивая его па себя, расправляя нити, продвигаемся к другому краю основы. Убедившись, что вес нити подтянуты, завязываем узел.

Основа подготовлена к ткачеству на бердышке.

Теперь подготовим уточную нить. Для утка обычно берут нить х/б № 10.

Наматываем нить из катушки на углубление в челноке. Все готово для работы.

В свободный узел основы пропускаем пояс и завязываем его у себя за спиной.

Садимся на стул и, отодвигаясь, регулируем натяжение основы, которая должна быть хорошо натянута. В правую руку берем челнок с намотанной уточной нитью, а левой вытянутой рукой держим бёрдышко за его верхнюю часть от себя на расстоянии примерно 40 см. Поднимем немного бёрдышко вверх, нити основы разделились: зафиксированные в отверстиях палочек поднялись вверх вместе с бердышком, а заведенные в промежутки между ними остались па месте, тем самым оказались в нижнем ряду. Между верхним и нижним рядом нитей получился промежуток, называемый в ткачестве "зев". В зев протягиваем челнок с уточной нитью справа налево, оставляем небольшой кончик 3-4 см. Челнок берем в левую руку, а бердышко - в правую. Бёрдышко опускаем вниз: нити основы сменили положение - верхние ушли вниз, а нижние оказались наверху.

Зев сменился.

Пробрасываем челнок с угочной нитью теперь слева направо, берем его в правую руку, закладываем оставшийся кончик нити от первой прокидки во второй зев {закреп). Уточную нить подтягиваем, чтобы нити основы легли плотно друг к другу, и прибиваем заостренным краем челнока уточную нить на себя.

Таким образом, то, поднимая то, опуская по очереди бёрдышко, мы все время меняем порядок расположения основных нитей и. прокидывая в каждый зев уточную нить, получаем полотняное переплетение ткани в поясе {фото 16 а-б).

Приступаем к последнему этапу. 11аряжаем нашу куклу. Надеваем рубаху, а рукава фиксируем швом вперёд иголка (фото 17).

Горловину фиксируем с шеей швом через край (фото 18).

Сарафан по верхнему краю собираем швом через край фиксируем, бретелями закрепив на шее куклы.

Передник фиксируем поясом на левую сторону.

Огромную роль в женском костюме играл головной убор. Девушки имели право ходить простоволосыми, а вот на простоволосую бабу, считалось, можно порчу напустить. Поэтому замужние женщины обязаны держать волосы закрытыми. Они в будни и праздники прятали волосы под половинку. В зависимости от времени года, повязывали на головы то шаль, то полушалок.

Молодые бабы басились в мархатку, шитую золотом шапку с выступающим козырьком над челом.

Приступаем к изготовлению головного убора. Для его изготовления понадобится прямоугольник, закруглённый с двух сторон. Теменную часть присборить, слегка набить ватой, пришить к голове куклы, чуть наклонив вперёд.

По нижней части головного убора пришиваем тесьму. По верх головного убора одеваем шаль. Кукла в традиционном женском костюме Вилегодского района готова (фото 19).

На проведенных занятиях мы смогли познакомиться с технологией изготовления куклы в традиционном женском костюме Вилегодского района. Это один из видов знакомства с народным ремеслом. И мне бы хотелось, чтобы вы стали хранизелями традиционной народной культуры, свои умения передавали детям.

Пусть вашим принципом образовательно-воспитательной системы станет: Знай, прошлое, живи настоящим! Успехов вам и вашим детям!

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.И.Неелов. Рассказы о ткачестве. Москва. Лсгпромиздат, 1990 г.
2. В.И.Селивончнк. М.Н.Випникова. Возрождение ремесла. Минек. 1993г.
3. Е.Фролова. Чистый источник. М, Молодая гвардия. 1990 г.
4. З.Арсен. В гостях у Параскевы. Ж-л 'Рукоделие" №2. 1994 г.
5. А.Г.Доливо-Добровольская / Ручное ткачество. М.-Л.. 1932г.
6. В.А. и А.Г.Доливо-Добровольекие. Альбом ткацких узоров. 2-е изд. С-Пб., 1912г.
7. И.С.Жаворонков. Ручное ткачество. М.. 1946 г.
8. Н.ИЛебедева, Прядение и ткачество восточных славян в XIX - нач.XX вв.
Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956 г.
9. Б Лунд-Ивсрссн. Ткацкие переплетения. М.. 1987г.
10. А.Потягалов. Техника построения тканей. Ярославль. 1969г
11. Ткани и одежды Поморья в собрании Соловецкого Государственного  Исторнко-архигектурного и природного музея-заповедника: каталог, автор вступительный статьи и составитель каталога Г. А. Григорьева, архангельское издательство Правда, севера.
12. В докладе использовались результаты исследований Д. Н. К, (Дома Народной Культуры) Вилегодского района.