Лепка филимоновских игрушек
Эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. В отличие от вятских они имеют более вытянутые. Считается, что определенную роль в формировании стиля филимоновских игрушек сыграла местная глина, отличающаяся высокой пластичностью.
Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с нарочито удлиненными шеями и маленькими головками. Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, какие когда-то носили горожане. В руках же филимо-новской «барыни» вместо ребенка чаще всего оказывался свисток в виде птички. Если вятская игрушка украшается множеством накладных деталей, то филимоновская «барыня» лепится целиком из одного куска глины, не считая свистульки-птички да небольшого налепа на шляпке.
Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (рис 40.1а) и наденьте его на указательный палец (40.16). Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем (40.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки-колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (40.3). Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах (40.4). Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры (40.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическуючасть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века (40.6).
Теперь на некоторое время фигурку «барыни» отставьте в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку, которую сами мастерицы называют «курицей» (рис. 41). Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните ее вокруг указательного пальца (41.1). Уплотните глину вокруг пальца, придавей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика проткните тонкой деревянной палочкой («пичужкой») так, чтобы ее кончик упирался в ноготь (41.2). Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину.
Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся (41.3). Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы (41.4).
Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает в свистке оттого, что воздух, вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается об острый клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость свистка (41.5). Опытные мастера делают свистульку «на глазок», при этом она издает звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина еще не высохла. Заставить свистульку свистеть тем, кто взялся за ее изготовление впервые, не так-то просто. Поэтому на рисунке даны точные размеры свистка, вылепленного опытным мастером (41.6). Но это не значит, что, стоит только выдержать все размеры, и свистулька тут же запоет соловьем. Другой раз, чтобы она зазвучала, нужно что-то где-то подправить.
Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно достаточно устранить эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук.
После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые переливчатые трели. После того как голос у птицы-свистульки будет поставлен, ее сажают на руки «барыне» (рис. 40.6). После этого игрушку нужно разгладить влажнойтряпкой, подправить стекой отдельные детали и отправить сушить, а затем и обжигать. Если игрушка выполнена из красножгущейся глины, то после обжига ее нужно обязательно загрунтовать мелом, разведенным на молоке. Роспись выполняют красителями для шерсти, разведенными на яичном желтке. Техника росписи близка к вятской, только у филимоновских игрушечников свои узоры, свои излюбленные цветовые сочетания (рис. 42).