admin

Куклы для вертепного театра

Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел прежде всего объект, образ языческой веры. Женская фигурка в сильно измененном виде присутствовала в орнаменте — вышивке, кружеве, ткачестве, расписных глиняных игрушках и гончарных изделиях. Игрушка была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, убор ки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. Игрушка, особенно свисток — это также оберег: считалось, что свист отгоняет нечистую силу. Со временем культовый смысл фигурок-игрушек утрачивается, их делают чаще всего по традиции, как делали предки.

Не только у нас, славян, игрушки делили на культовые и предназначенные для игры. В Древнем Египте, например, многие фигуры изготавливались специально для обрядов, храмовых или бытовых. В Древнем Риме в конце декабря проводился праздник фигурок и кукол. Им завершались знаменитые сатурналии — празднества в честь бога Сатурна, посвященные окончанию полевых работ и жатвы. У подножия храма Сатурна устраивались богатые пиршества, совершались жертвоприношения. Отголоском этого обряда стал обычай дарить взрослым и детям во время сатурналий ма­ленькие терракотовые фигурки человечков.

В Болгарии, напри­мер, и сейчас друг другу дарят весной маленьких куколок из ниток с пожеланием счастья и благополучия.

Но вернемся к обрядовым куклам.

Начнем с Рождества, которое называют матерью всех праздников.

На Рождество в церквах существовал обычай устанавливать ясли с фигурами Богородицы, младенца, пастухов, осла. Обычай этот идет еще из средневековой Европы, а точнее из Древней Греции, на территории которой возникло искусство, называемое вифлеемским, ящиком. Кто-то придумал изобразить наш мир в виде ящика, убрав спереди стенку и пере городив его пополам на два этажа. Внизу, на 1-м этаже, поселили небольших кукол-людей, а на 2-м — кукол-богов. Так и получилось: люди-куклы — внизу, а боги — вверху. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать людям о мироздании, о существовании «неба» и «земли», «верха» и «низа», «божественного» и «земного» в том виде, как это представлялось древним.

Когда античные государства распались, этот небольшой ящик с незатейливыми куклами достался в наследство сле­дующим поколениям. Позднее с помощью этих фигур разы­грывался евангельский рассказ о рождении Христа, о поклонении ему пастухов и волхвов, принесших дары божественному младенцу, а также о жестоком царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев, в возрасте до 1 года, пола­гая, что среди них мог на ходиться родившийся Христос. Рождественское представление о Христе постепенно превращалось в вертепный театр. Слово вертеп — старославянское и озна чает пещера. Название это закрепилось за театром потому, что, согласно библейской легенде, Иисус с Марией скрывались от Ирода в пещере по пути в Египет.

Вертепом стали называть и ящик, в котором происходило представление. В вертепном ящике было 2—3 этажа. В гори­зонтальных досках делались прорези. В них продевали стержни с фигурками, чтобы управлять ими. Создавалось впечатление, что фигурки сами двигаются по полу. Размер фигур — до 20 см, их раскрашивали или одевали в бумажную или матерчатую одежду. Та сторона ящика, которая была обращена к зрителям, завешивалась материей и закрывалась, как окно ставнями.

Рисунок слева и справа - куклы вертепного театра. (наведите курсор и подержите - картинка увеличится).

Представление давал один человек. Незаметно двигая фигуры, он говорил за всех персонажей, изменяя голос. Хор и музыканты стояли сзади и сопровождали пением спектакль.

Религиозная и бытовая части спектакля существовали сначала на равных, но постепенно бытовая половина потеснила первую, каноническую часть, и кукольники демонстрировали шуточные, исторические и сатирические сценки, заставляли танцевать кукол или маршировать солдат, ис полнять бытовые анекдоты, популярные песни.

Вертепный театр жив и поныне: румынский Вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка показывают спектакли и сегодня.

Делаем вертепный театр

Вертеп можно сделать одноэтажным или двухэтажным, использовав для этого большую картонную коробку (например, упаковку из-под телевизора или какой-либо бытовой техники). Куклы в этом вертепе будут небольшими, и изготовить их нетрудно.

Как мы уже сказали, со стороны зрителей стенки нет, можно сделать открывающиеся ставни или навесить ширму.

Рисунок справа - вертепный театр.

Двухэтажный вертеп делают похожим на церковь или дворец, на обоих этажах вешают занавески. В полу 1 и 2-го этажей делают прорези, чтобы водить кукол. Надо продумать маршрут кукол и согласно ему делать прорези. Как в настоящем театре, надо сделать «задник» — декорацию и кулисы. Задник сцены может быть любым, важно, чтобы фигурки на фоне его смотрелись четко, «не расплывались». Что рисовать на заднике: пейзаж, картинку из сцен Еванге лия или просто оклеить цветной бумагой, неброской тканью или обоями — решите сами. Куклы будут появляться из подвижных дверей. Двери должны легко открываться, можно повесить на дверные проемы легкую ткань. В боковых стенах ящика можно также сделать дверцы, куда кукла будет уходить, словно за кулисы.

Верх ящика украсьте вифлеемской 8-угольной звездой.

Куклы-персонажи

Персонажи вертепного театра могут быть плоскими или объемными.

Для плоской куклы надо нарисовать 2 детали, затем склеить их, тщательно совместив и обрезав лишнее. Перед склеиванием надо вставить между деталями проволочку.

Объемные куклы можно выполнить из любого материала: бумаги, ткани, ниток, используя бросовый материал (ко­робочки, различные полые предметы, которые помогут со­хранить объем; например, от киндер-сюрприза пригодятся футлярчики, в дело пойдут и различные нестеклянные флаконы, в которые легко можно вплавить или ввернуть стержень).

Теперь определимся, где будут располагаться персонажи рождественского спектакля. Посмотрев на схему, вы легко догадаетесь, кто где должен быть.

Мария с младенцем, Иосиф, ангелы двигаются торжественно, медленно. Ирод, черт, солдаты, Смерть — подвижны и энергичны, куклы могут выполнять более резкие движения.

Рисунок справа - персонажи вертепного театра.

Маленькая хитрость: чтобы не отрывать Ироду голову, ее делают отдельно и крепят на магните, тогда в процессе спек­такля, когда Смерть взмахивает косой и голова Ирода должна слететь с плеч, надо незаметно дернуть за нитку — и голова отвалится.

Если вы заинтересовались вертепным театром, смело принимайтесь за дело, ищите, пробуйте различные материалы, выдумывайте, ну а текст пьесы можно найти в библиотеке. Уверяю вас, что это занятие доставит вам, вашим домашним или друзьям немало приятных минут.

А если кто-то втайне мечтает об артистической карьере, это будет шансом попробовать себя сначала в роли актера-кукловода.