admin

Художественный метод и образ человека в народном искусстве

Автор статьи - Наталья Викторовна Квач.

Статья из книги Н.В.Квач, выпущенной к её юбилею в декабре 2012 года.

Художественный метод как способ преображения натуры в художественный образ, предусматривающий систему приёмов по стилизации натурного объекта для приведения его формы в соответствие с желаемой стилистикой, - одна из сложных проблем искусствознания. Пять основных художественных методов, которыми пользуются художники с древнейших времён, связаны с особенностями воплощения натурных впечатлений от воспроизводимого предмета в художественно-образной форме объекта на основе его минимальной стилизации средствами художественной выразительности. Основные художественные методы стилизации натуры, определяемые спецификой отношения объекта действительности к созданному художественному образу, могут присутствовать в произведении искусства как в чистом виде, так и в разнообразных сочетаниях, комплексах и синтезе. Натурализм - визуально достоверная передача формы объекта.

Реализм - образное обобщение сведений об объекте, его типизация с целью выявления и передачи той или иной идеи через самое характерное из реальности. Декоративизм - большая степень обобщения и стилизации натурного объекта на основе закономерностей декоративной композиции.

Схематизм - ещё большая степень стилизации объекта, ещё больший отход от натуры на основе выявления базовой структурной основы образа, сводимый часто к знаку или к символу. Абстракционизм - та степень стилизации, за которой визуально может не узнаваться прототип, и созданный художественный образ в силу этого неоднозначно трактуется.

Примером использования пяти художественных методов в истории изобразительного искусства могут служить следующие произведения: натурализм - И. Хруцкий, реализм - И. Левитан (Берёзовая роща), декоративизм - А. Куинджи (Берёзовая роща), схематизм - Охота на оленей (рисунок эпохи неолита), абстракционизм - В. Кандинский. Многие художественные произведения сложно однозначно определить в плане чистоты их художественного метода. Как разнообразно искусство, так разнообразно и сочетание методов в их нюансах, комплексах и синтезе. Фотографический реализм, соцреализм, критический реализм, декоративный схематизм, монументальный декоративизм, абстрактный натурализм, концептуализм и т. д., и т. п. - несть числа методам, превращающим объекты визуального мира в неповторимые художественные образы.
Венера Виллендорфская.

Уже на примере произведений древности можно проследить, как образ человека интерпретировался в стилистике каждого из названных художественных методов. Известная палеолитическая Венера Виллендорфская - образ по формальным стилистическим признакам синтетический, с абстрактной трактовкой головы и гипернатуралистическим телом, при схематизме изображённых рук, в целом отличается дородностью телесных форм. Из трёх основных композиционно-содержательных аспектов женского образа древнего мира: девы, роженицы и праматери-владычицы - он своей массивной внушительностью, при небольших размерах, тяготеет именно к третьему варианту. На грани натурализма и реализма с элементами декоративной трактовки формы находятся скульптуры Древней Индии, где Якшини - природные духи, воплощённые в образах обнажённых дев, не только воспроизводят идеал индусской красоты, но и воплощают дурманящую привлекательность и эротизм сил природы. Поражает утончённый реализм произведений античных греков, что в крупных, что в малых декоративных формах обладающих эстетичностью и безупречным вкусом, пластической ясностью форм и очаровательным достоиством человеческого образа.

Пластика и игрушки Египта и Месопотамии обладают своими неповторимыми чертами стилизации, делающими образы декоративно привлекательными и монументально-лаконичными. Декоративизм древнего мира - это один из ключевых методов преображения натурных впечатлений в художественные образы.
Танцовщица из Мохедже-Даро. ИндияКикладская фигурка арфиста. Греция

Танцовщица из Мохедже-Даро.
Индия

Кикладская фигурка арфиста.
Греция

Также Древний мир очень свободно, особенно на ранних этапах, оперировал художественным методом схематизации. Декоративно-схематична бронзовая танцовщица из Мохедже-Даро, схематизм ранних каменных и керамических Урских Богинь обладает особой остротой форм и таивенностью образов. Схематизм греческих кикладских идолов и других артефактов древности не столько примитивен по форме, сколько напряжён по стилистике и отсюда образно выразителен, не случайно примитивы древности так ценили абстракционисты и авангардисты 20 века.

Особыми достоинствами совершенства формы обладает небольшая фигурка греческого арфиста, лаконичности пластики которого трудно сыскать аналог в классическом искусстве. Встречаются в древности и абстрактные образы, чья трактовка в привычных для современных людей категориях затруднительна. Например, мезолитические фигурки крестообразной формы некоторые искусствоведы трактуют как женские фигурки, а другие - как птиц.

Хотя вполне возможно - они есть и то, и другое; зооантропоморфические образы не редкость в древнем искусстве, и они могли носить самый разный характер: от легкоузнаваемых сочетаний реальных элементов натуры - до неузнанных объектов, получивших впоследствии названия монстров.

В народном искусстве, истоки которого теряются в древности, стилистика произведений имеет свои особенности, лежащие в рамках, предусмотренных тем или иным художественным методом, выход за которые для произведения прикладного искусства чреват непредсказуемыми последствиями.

Интересно в этом отношении рассмотреть образ русской матрёшки - от его зарождения на московской почве и преображения на Нижегородской земле в деревне Мериново, городе Семёнове и в селе Полховский Майдан, до современного шествия по российской - и не только русской - земле.

Не прослеживая генезис русской игрушки, можно сказать, что матрёшка Сергея Малютина - это образ русской деревенской девушки или молодой матери с вполне реальными чертами.

Другой художник начала 20 века, создатель первого в мире музея народной игрушки, Николай Бартрам создал матрёшки натуралистического образного звучания, использовав для декоративных вещей станковый подход, что сейчас рассматривается как курьёз. Его городничий, Кутузов, Наполеон и другие персонажи выпадают из когорты декоративного искусства и не случайно сегодняшние попытки использования метода реализма или натурализма не дают весомых результатов в трактовке образа человека в прикладном искусстве. Матрёшка Пётр I семёновских мастеров - такой же кич, как и многочисленная продукция столиц и других мест на тему политических деятелей, так как художники такого плана заняты не поисками адекватного метода, позволяющего при портретности не выходить из поля закономерностей декоративно-прикладного искусства, а эпатажем.
Палеолитическая Венера из Костенок. Воронеж

В отношении художественного метода и стиля несомненной удачей стала нижегородская мериново-семёновская матрёшка, сочетающая в себе, при известной условности общей формы и схематизме черт лица, ту нарядную орнаментальную декоративность, которая придаёт образу праздничный, Даже несколько сказочный характер, при этом оставляя образ реально убедительным. Матрёшки Арсения Майорова, Романа Пчёлкина, Игоря Сорокина обладают всеми художественно-образными достоинствами истинного народного искусства, что и снискало нижегородской куколке признательность и особую популярность в мире. К сожалению, матрёшки с розами сегодня превратились в штамп, а сами изделия такого характера приобрели налет ширпотреба. Не лучше и красавицы в стиле ложного декоративизма с мохнатыми глазищами и избыточной вульгарной орнаментикой. В этом отношении насколько более привлекательным выглядят наивный схематизм первых полховмайданских матрёшек с суровыми лицами и фантастическими цветами на тулове, а наивный декоративизм крутецких игрушек трогает своей искренностью и добротой.
Городничий. (Н. Бартрам). 1909 г.

Сама же по себе декорированная форма матрёшки достаточно отвлечённая, даже абстрактная. Не случайно её модификации в виде футляра используются под бутылки, а в виде пузатой лампы - под копилки. Утрата классических пропорций, свойственных семёновской матрёшке, часто - не в пользу художественности образа, также всё дальше уводит форму игрушки-сувенира от человеческого прототипа. В силу этой отвлеченности от реальности, форма матрёшки, принимая на себя любой декор, не всегда становится произведением декоративно-прикладного искусства.

Так, многочисленные куклёшки с пейзажами и натюрмортами на животе, некие матрёшечные телепузики, воспринимаются аномалией народного искусства.

В этом отношении любопытен опыт фабрики ЗАО Семёновская роспись, где придумали матрёшку-скелет, вызвавшую бурю упрёков и нареканий. А между тем в ней соблюдены все принципы и закономерности декоративной композиции с её условностью и методом декоративного схематизма, а сочетание чёрного, белого и холодного голубовато-синего цветов ассоциативно работает на этот инфернальный образ.

На выставке, проходящей в музее Добролюбова, эту матрёшку оценили, прежде всего, дети, о чём свидетельствуют записи в книге отзывов. У многих взрослых она вызывала улыбку и сожаление, что такой образ типичен для современного мира. Надо сказать, что в русском народном искусстве, в отличие от западного католического и протестантского мира, где образы смерти и чертей не редкость, они крайне редки, и появление Марены - смерти, возможно, симптоматично: что-то меняется в нашем менталитете. Уходят мудрые нравоучительные сказки, мелодичные песни, добрые по-праздничному нарядные игрушки, а с ними уходит любовь к родной земле, уходим и мы как представители русского этноса, так полно выразившего себя в русской семёновской матрёшке, доброй куколке с застенчивой улыбкой и серьёзными глазами.
Лошадка-свистулька. Керамика

На смену матрёшке пришла богиня современного американского мира - кукла Барби; и сколько бы её ни ругали за глупость улыбки и агрессивность форм, она привлекательна для современных детей. Её дизайн созвучен неолитическому схематизму древнейших богинь, а натуральность волос позволяет делать самые замысловатые прически, натурализм гардероба ошеломляет, с нею можно играть в реальные сюжетно-ролевые игры. Как в дорогом, так и в дешёвом ширпотребовском варианте Барби сохраняет стильность, что делает эту куколку привлекательной. Можно ругать Барби, а можно изучить феномен её популярности, проследить её народные, древние и современные корни и сделать выводы о необходимости создания русской куколки - такой, какой когда-то была наша нижегородская матрёшка, ведь новизна и современность качества всегда ценимы в искусстве.

Тема человека, как и тема диких зверей и домашних животных, для народного искусства является одной из древнейших и ключевых. Образ человека присутствует в народном искусстве в виде разнообразных пластических форм статуэток, сосудов, декора, игрушек, сувенирных кукол. Это и образы в народной вышивке и кружеве, часто до неузнаваемости абстрактных и схематичных, в изделиях на бересте, в орнаментально-символических и сюжетных росписях прялок, в изделиях из металла, камня и глины, в русских лаках и деревянной резьбе - они многообразны и всегда позитивно человечны. Каждый материал диктует свои особенности пластического решения образа человека, что делает его неповторимым и уникально-привлекательным. Между тем, в трактовке образа человека в народном искусстве, при всей оригинальности традиционного для данного материала, времени и региона решения, можно усмотреть целый ряд закономерностей, которые позволяют сгруппировать произведения не только по названным признакам, но и рассмотреть их относительно художественного метода, связанного с особенностями стилизации и визуализации формы.
Лошадка-каталка

Пять основных художественных методов преобразования натуры, определяемых относительно меры её стилизации, позволяют вычленить не только формальные признаки той или иной группы артефактов, но и дают возможность раскрыть особенности содержательно-образной трактовки самой идеи человеческого и человека в разных видах народного декоративно-прикладного искусства. Также для понимания трактовки человека в народном искусстве имеет научную ценность сравнение исторических артефактов с изделиями традиционного искусства, с авторскими работами художников и фабричными изделиями как отечественных, так и зарубежных производителей. Что необходимо для успешного дальнейшего развития русской национальной образной идеи и, конечно, для новой куколки, доброй, умной, красивой и современной, обладающей всеми художественными достоинствами истиной народной игрушки.

Тема соотнесения художественного метода и художественного образа человека в народном искусстве целесообразно проследить и на примере других видов изделий народных промыслов, что даст возможность вычленить определённые закономерности в определении рамок использования того или иного метода в практике современных предприятий народных промыслов и отдельных мастеров.

Дополнения к статье:

Мастера фабрики "Семеновская роспись"выпустили 300 наборов матрёшек-скелетов в черно-белом цвете. Заказ на этих необычных матрешек поступил от японцев. Японцы видят в этом особую философию.

Натурализм - И. Хруцкий.

Реализм - И. Левитан (Берёзовая роща).

Декоративизм - А. Куинджи (Берёзовая роща).

Схематизм - Охота на оленей (рисунок эпохи неолита).

Абстракционизм - В. Кандинский.