Деревянные игрушки
Царско-крестьянская игрушка
От ложкарей ушли, к ложкарям и пришли
Фигурки приводятся в движение при вращении вала. Сюжеты других федосеевских игрушек аналогичны по сложности: горшечники, косари, молотильщики, музыканты и танцующие. Ярко, цветасто расписанные по желтому или зеленому фону они были чрезвычайно интересны, нарядны и образны. К сюжетной игрушке примыкает игрушка конструктивная, которая начала развиваться также в прошлом веке: мебель для кукол, пароходы, паровозы и даже автомобили, изготовленные и расписанные в традициях разных мастеров.
Топорной работы и в столице хватало
В Подмосковье самым крупным центром производства деревянной игрушки был Сергиев Посад. Здесь, в Троице-Сергиевой лавре и в поселениях вокруг монастыря еще с XV века занимались резьбой и токарной обработкой дерева, изготавливая иконы и киоты, ковши и веретена. Соответственно игрушки были токарного производства или "токарщина" (яблоки-груши, шары, ведерки и бочата.) и вырезные -"топорщина". Существует предание, что первые деревянные игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Мастера Сергиева Посада имели свой почерк в изготовлении резных игрушек. В качестве заготовки использовалось трехгранное полено, верхняя часть его вырезалась более тщательно, нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными срезами. Дамы и гусары, разносчики и монахи, солдатики и гусары - вот характерные персонажи Подмосковья.

Еще о родственных связях полен и снова о куклах
Говоря о деревянной игрушке в России, хочется упомянуть еще одну "самую русскую" куклу - носатого Петрушку, несколько столетий бывшего самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России. Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были матерчатыми куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянно-головых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом. Так что, наш Петрушка - не только коллега деревянным итальянским марионеточным куклам, которые явились прообразом Буратино, но и в некоторой степени их родственник.
Слева - куклы М.Мишиной
И все-таки современные деревянные "суставчатые" человечки, так популярные уже несколько лет в России, и стилистически и фактическии происхождение свое ведут от западно-европейского марионеточного театра, создавшего богатейшие кукольные традиции в своих странах, претворившиеся сейчас в целую кукольную индустрию. Русская кукла развивалась другими путями (в том числе деревянными).
ТРОИЦКО-ПОСАДСКИЕ ИГРУШКИ
(первая половина XIX века)
Оперся рукой на шашку, Излучающую жар, —
Из обычной деревяшки Сделан мастером гусар.
Мастер в Троицком посаде Жил сто лет тому назад,
И игрушки хлеба ради Вырезал он для ребят.
На мундире эполеты — Загляденье! Неспроста
Величав и разодет он В разнозвучные цвета.
Ну а рядом с ним — в тюрбане, С ярко-розовым пером
И узорами на ткани — Дама в темно-голубом.
Хороши, округлы лица! А за ними век иной,
Вырисовываясь, снится — Ослепительно живой!
В. Василенко