О куклах
Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.
М. Малахеева-Мирович
Одна из типичнейших игрушек, - древняя по происхождению, бывшая всегда центром внимания всякой моды, всякого художественного течения, " царь-urpyшкa", это - кукла. О ней много писано, но и поныне взгляды на значение куклы до крайности разноречивы, и никогда не отличаются спокойным беспристрастием. Игру в куклы признавали вредной такие авторитеты прошлого, как Локк и Руссо. говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.
Вот, что писал известный педагог и психолог Б.Пэре более ста лет назад: " Я бы не кончил никогда, если бы захотел перечислить все несуразности, весь вред кукол для настроения и даже для мышления ребенка. Отдать всё внимание маленькой бесчувственной карикатуре вместо общения с окружающей жизнью, заполнить всё время только подражанию жестам и поступкам взрослых, их тону и манерам, вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью, - разве это желательно для души и тела ребенка". Эта страстная тирада, так же как мнение Локка о том, что вредно покупать много игрушек и что самодельные игрушки много лучше покупных, поныне находят много сторонников.
Эта сухая, преднамеренно только педагогическая точка зрения на роль игрушки в жизни ребенка, отнимает у последнего одну из величайших его радостей, превращает игру в назидательный урок, сушит фантазию и могла бы быть вредной, если бы не её теоретическая слабость.
Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям. У некоторых племен краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладет в его колыбельку куклу, водит ее за собой, говорит с ней и проделывает все, как со своим ребенком. Мать дает этой кукле имя своего умершего ребенка, его одежду и амулет и часто целый год не расстается с ней. В основе этого факта лежит широко распространенная анимиcmичecкaя идея, что peбeнok еще слишком мал, чтобы самому проделать далекий путь в рай, поэтому мать якобы помогает ему внимательным уходом за куклой-символом, пока ребенок не подрастет.
В Африке у многих племен девочки при торжественном публичном праздновании совершеннолетия (половой зрелости) получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем такая молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит ее до второго ребенка и т. д. Эти куклы считаются священными, и Обладательницы ни в каком случае с ними не расстаются.
У наших малых народностей наблюдается аналогичное явление. Вот что говорит Б. Г. Богораз о чукчах: "Девочки играют в куклы. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива, как и у культурных детей. Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы считаются не только игрушками но, отчасти, и покровителями женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их под изголовьем, чтобы их воздействием получить скорее детей. Отдать кoмy-нибудь куклу нельзя, - так как вместе с тем будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она дает им играть своими куклами, при чем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, она отдается старшей дочери, и для остальных делаются новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений, каждый раз в исправном, возобновленном виде". У негритянских племен верхнего Нила часто старые женщины, занимающиеся колдовством, посредничеством между духами и человеком, делают фетишеобразные куклы, которые по безобразию, грубости работы мало отличаются от детских кукол, но наделены волшебной силой.
Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки, иногда из слоновой кости; и лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и, по глубокому прекрасному обычаю, накануне брака приносили любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Античные игрушки, как и египетские, постоянно обнаруживают свою близость к современному им искусству; это уменьшенная скульптура своего времени, без всякой педагогической или иной тенденции и без приспособления к детскому вкусу. Нашим детям, живущим в эпоху музейной оторванности искусства от жизни, эти античные игрушки показались бы чуждыми, не вызвали бы живого к себе участия.
Современная же, рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла. От набора точных копий национальных костюмов, "обладательницы" которых смотрят стеклянными глазами сквозь стекла витрин, до все еще сохранившихся у нас штампованных Наташ из твердой пластмассы, от начиненных электроникой, говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.
Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детенышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигренка, лисенка, а не белку, тигра, лису). Причем чем больше "детского" в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребенок для игр выбирает себе подобных. Это верно и по отношению к куклам: кукла-ребенок понятней, с ней легче отождествить себя, ею можно командовать и даже наказывать. Ребенок сильнее игрушки, он хозяин ситуации и творец игры. Барби, так же как и кукла-младенец, представляют значительно меньше свободы в игре, ограничивая ее условиями. Младенца можно нянчить, но его уже не пошлешь в магазин или в школу, а Барби не прикажешь отправляться спать.
Что касается Барби, то она, безусловно, феномен последнего времени, исторически кукол, подобных этой, никогда не существовало. Барби олицетворяет собой социальный успех и потребление. Она мало интересна сама по себе, но существует только в окружении собственных вещей и чем их больше, тем лучше. Барби - это сериал, который, чем дольше смотришь, тем труднее оторваться. Известны случаи "барбимании", особенно в Америке, когда для Барби приобреталась мебель, дом, потом еще один с бассейном, кони, авто, друг и т.д. Все это значительно уменьшало и жилплощадь, и родительский кошелек. Ни о какой свободе, а тем более творчестве в подобной игре, не может быть и речи. Однако Барби может быть полезна для проигрывания будущих ролей и ситуаций, для адаптации в социальном мире.
Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.
Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками. А в центр свадебного пирога обязательно помещали березовую рогатину, украшенную фигурками жениха и невесты. Береза символизировала древо жизни, ветви которого - основа для молодой семьи. А муж с женой словно становятся центром маленького мира, где царят любовь и понимание.
Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша. Если женщина теряла ребенка, тоже делала куклу и ухаживала за ней, как за сыном или дочкой. Считалось, что это поможет душе умершего освоиться в загробном мире, а матери - смириться с горем.
Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых.
В прошлом веке народную куклу вытеснили серийные игрушки. Но сейчас спутницы игр наших бабушек возвращают себе утраченную роль, возрождаются их забытые секреты... Рукотворная народная кукла занимает особое место в причудливом кукольном мире. Она не только игрушка, которая забавляет и не предмет для украшения интерьера, издавна кукла в центре многих календарных и семейных событий. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе.
На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.
Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…
Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.
На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.
По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.
Так всем известные деревянные поделки, выполненные в подмосковном селе Богородском, почему-то назывались «дуры».
Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это – “бить баклуши”. Баклуши получались разные. Какая уже, какая – шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера – гусара.
Современная кукла
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.
Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.
Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.
Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.
Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.
Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби - повар’’.
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Куклы древние