Мотанки Инны Шипиловой
я с Украины, живу в Одессе, и потому наверное больше всего увлекаютменя наши родные мотанки, но не перестает поражать смысловое богатстворусских кукол.
Про цвет крестов у мотанок: относительно достоверно, в этнографическом смысле(опираясь на старых этнографов и музейные коллекции), можно сказать,что среди распространенных цветов намотки были черный и красный. Черныйкрест делался в сочетании с яркими, сочными цветами одежды, исимволизировал вечность, цикличность жизни состоящей из умирания ивозрождения. И красный крест делали чаще с менее пестрой одеждой, ну ау красного цвета традиционная символика жизни, энергии, силы,обережности.
Как мне чудиться, что все эти сложносочиненныемногоцветные кресты - это веяния уже более близкого к нам времени, иделались скорее из эстетических соображений, чем из сакральных. Вовсяком случае, реальных доказательств того, что люди несколько столетийназад (а все же культуру мотанки многие мастера настоятельно датируютне позднее периода Трипольской культуры) придавали сакральное значениесочетанию цветов на кресте у меня нет, хотя я все еще нахожусь впроцессе их поиска. Есть только предположение, что поскольку мотанкапринадлежит той же культуре, и скорее всего зарождалаль в том жекультурно-этнографическом котле, что и пысанка и рушники, то цветовуюсимволику пысанки и вышивки можно применить и к мотанке. То есть,зеленый - возрождение, молодые всходы, расцвет, процветание, цвет лесаи полонын, голубой синий -женские цвета, цвета воды, дождя,оплодотворяющего землю, чтобы та произвела урожай и даровала новуюжизнь, цвет небесной чистоты, и т.д.
Делая мотанку, лично я, незадумываюсь в процессе работы о значении цветов вообще. Делаю как идет,как цвета просятся и ложаться. Плохих цветов нет, и как любоетворчество, лялькарство дает возможность выразить внутренние импульсы ипереживания, проработать что-то не доступное на данный момент сознанию,вот я и позволяю себе это сделать просто следуя импульсу. Опосля, можноконечно проанализировать сочетание цветов уже и с помощью современныхпсихологических методов, например предпочтения цвета по Люшеру. Но, какправило, делать этого уже не хочется, поскольку мотанка уже все сделаласама... И в этом все волшебство...
Блог Инны - kisuni.gallery.ru/.
Чем больше младенчиков у куклы-мамки ,тем роднее она женскому естеству - лично я сразу становлюсь нежнее и спокойнее когда мотаю деток,хотя у меня уже своих лоботрясов двое.
:-)) Я тоже очень люблю кукол с "охапкой" малышей - ведь оно так и должно быть! Хотя возможностей завести много детей сегодня у большинства женщин нет, но образ чувствуется как родной и настоящий...
Инна, совершенно с Вами согласна:традиционно кресты мотались из ниток темных цветов,а чаще - вообще черные.Тогда наряды куклам делали яркими.Современные куклы - интерьерные, вот их и делают яркими.Относительно выбора цветовой гаммы - это хорошо просматривается на мастер-класах:)О людях действительно можно многое узнать.
Касаемо названия "мотанка"- слово это применимо к любой кукле нешитой, у которой части смотаны нитками. Кукла с крестом - все таки узловая,потому что суть ее в голове-узелке.
З.І. Ваш вариант креста - удивительно красивый.