АкадемияСамопознания
МузейЗаповедник народного быта
ДомРемесел
Приглашает
в мастерскую Народной куклы
На семинаре Остров 2009 г. 6-11 июля 2009 г. будет работать
класс Народной куклы
тема класса:
Куклы женской судьбы.
Мы рассмотрим, как отражался народный взгляд на женскую судьбу в образах кукол. Приложим к себе исовременной жизни.
И сделаем 4 тульские куклы, последовательно отражающие этапы женской судьбы:
Закруткус Младенцем, Мамушку, Дочки – Матери, Бабушкунянюшку.
Передала нам их Ирина ВладимировнаАгаева.
Каждыйобраз удивителен, передает глубину и мудрость знаний русского народа о женскойдоле.
Мы постараемся понять их, понять , как этиобразы могут нам помочь сделать свою жизнь счастливее.
Мы сделаем игровую куколку Покосница
В нашей культуре – работа в поленепосильный женский труд. А куколка легка и нарядна, так как и шли женщины нажатву в красивых красочных одеждах, как на праздник. Так уж трудна и тяжелаженская доля и работа или в народе этовидели иначе? Подумаем, попробуем понять, возможно, тяжела не женская доля итруд, а наши образы, вложенные культурой.
Куклы большие, локтевые.
Делались на коре липы. Сейчасможно брать газеты или журналы.
Везите их с собой.
Во время семинара запланировано или одно большое илидва небольших занятия класса в день. Так же можно будет приходить в класс вперерывы между работами основного семинара.
Кто хочет сделать какую-тоодну куклу, может заявиться на одно занятие.
Заявки на обучение присылайтена адрес: zapovednik@troya-russkaya.ws
Водящая класса Народной куклыПтица Радость, преподавательВилена
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отклики с семинара
Работа класса Народной куклы
21 июля 2009 г.
От Нехвы
В течение семинара работал класс Народной куклы Домаремесел. Водящей работы класса была – ПтицаРадость, Вилена - преподаватель, я была стажером.
Одной из задач, которую мы ставили, и которая оченьважна для меня, была – учиться делать дела вместе, проходить дружиной. И мнекажется, мы начали лучше видеть друг друга – не пропускать сбои, помогатьразбирать и исправлять ошибки, и во время всей работы класса старались понятьдруг друга. Это иногда было очень не просто, и стоило немалых усилий! Но какздорово было, когда получалось!
Тема работы класса была - куклы женской судьбы.
Накануне ПтицаРадость и Вилена были на семинаре у известной кукольницы Ирины Владимировны Агаевойи там научились делать этих кукол. Это ряд кукол, их всего шесть в которыхотражена женская судьбы, переходы женщины из одно состояния в другое, задачи, которые решает женщина и цели, которыхона достигает.
Я кратко опишу этих кукол.
Первых двух кукол – Невесту и Материнство мы неделали. Невеста яркая, вся в красном и с косой, как я вижу, это девушка готоваявыйти замуж и стать матерью. Потом Материнство – это образ беременной женщины –ее задача выносить ребенка. Потом Закрутка с младенцем, или Благополучие, женщина уже родила и значит все у нее благополучно.Следующая кукла – Мамушка , ее дети подросли и уже помогают матери – у этойкуклы руки сделаны в виде детей –мальчика и девочки. Потом кукла Дочки-Матери, у этой куклы – дочки уже большенькие и готовы упорхнуть из дома. Еезадача выдать дочек замуж и научить, какбыть счастливыми замужем.
Последняя кукла Бабушка-Нянюшка, у нее трое внучат,почему-то это самая для меня теплая кукла. Мне кажется задача женщины встарости, чтобы жизнь продолжалась, не только как тел, но и как душ. Мыувидели, что она хранительница рода, и род это как одна большая душа.
В начале работы класса, на первом занятии, ПтицаРадость выложила все шесть кукол и немного рассказала о них всех.
После, мы долго не могли собраться, и как-то работа не шла, у меня ощущалась какая-то усталость. Даже нестали делать одно занятие, пропустили его.
Я вообще подумала, что может охота делать кукол у меняуже исчерпалась.
В общем тогда я не рассмотрела что со мной происходит,и только когда сделала последнюю куклу, я поняла, что это было во мнесопротивление именно этим куклам.
Я глядела на них и видела, что все куклы, кроменевесты, увешаны детьми. И что это вот вся женская судьба – только дети, ибольше ничего!?
Мы в мастерской поговорили об этом, у многихотозвалось, что было сопротивление, и что это что-то из советских времен, когдарожая детей, женщина просто создает винтики для общественной системы, а неприводит души. Проговорили болезненные образы из того времени, когда главноебыло работать, и даже чтобы за то,чтобы остаться с больным ребенком дома илечить его, надо было иногда биться.
А на семинаре, читая главы, я увидела другой образ,что мать приводит душу, и потом душа, обучаясь, проходит по мирам, и мать какбогиня заглядывает в эти миры сверху и помогает их пройти и победить. Это образменя манит, охота такой быть, но я вижу, что мне надо этому учиться, что я раньше просто сбегала из действительногомира, я пыталась своему ребенку помочь, но как-то криво, со стороны. Будуучиться.
И еще яувидела, что куклы женской судьбы соответствуют разным возрастам детей женщины.То есть разным мирам, по которым приходится проходить детям, вот они ещемладенцы, потом подросли, и уже могутпомогать матери, а вот уже готовы упорхнуть из дома. И женщина тоже проходитследом за ними, по разным мирам, но по своим.
Какой главный урок для меня, наверно в том, чтоженская судьба, это не просто рожать и выкармливать детей, а видеть их какдуши, и помогать им, как душам побеждать и брать свои уроки.