"Мастерская" народных кукол
Недавно мне в руки попала книга Цыгвинцевой О.А. Мастерская народных кукол
. Впечатление чудовищное. Книга заявлена как методическая разработка по изготовлению народных кукол для педагогов, работающих с дошкольниками
, которая в числе прочего позволяет в дошкольном учреждении сформировать и сохранить терпимое отношение к культурам различных народов
. Не интерес, заметьте, а всего лишь терпимое отношение. Книга состоит в основном из конспектов занятий, каждое занятие посвящено одной кукле. Кроме схемы изготовления куклы и описания работы в каждом конспекте обязательно перечислены цели и задачи урока, материалы (названные оборудованием
), новые слова (раздел словарная работа
) и предварительная беседа, знакомящая детей с культурой народа, которому принадлежит кукла. Вот дословно и полностью некоторые из таких бесед.
Марийская кукла. (На первом месте среди задач урока - познакомить детей с культурой марийцев, вот знакомьтесь)
Марийцы живут по течению Волги. Марийцы почитают свои праздники, в выходные дни всегда надевают красивую, праздничную одежду. Традиционно дети марийцев играли с чурками, костями, травами, самодельными куклами.
На этом всё.
Вот ещё одна "предварительная беседа", к уроку по ненецкой кукле нухуко:
Самодийский народ проживает в Восточной и Западной Сибири, этот народ отличается усердием, терпением, аккуратностью, соседствует с хантами и манси. Куклы изготавливают из клювов водоплавающих птиц. У ненцев водоплавающая птица имеет особое значение, она чувствует себя отлично в воздухе, так как, по их мнению, это мир, куда уходят души умерших, и в воде - это проводник между миром мёртвых и живых.
Утка и гусь обожествлялись, так как они, улетая и возвращаясь, приносят потомство - это новое воплощение ушедшего предка.
Кукла - это посредник между миром живых и мёртвых. Условия жизни северного народа очень тяжёлые. На младенца надевали один мешок из меха оленя ворсом к телу, а другой - ворсом наружу, укладывали ребёнка в колыбель из берёсты и крепили её поперечными упряжками. Таким образом, ребёнок был крепко зафиксирован в оленьей упряжке.
Что тут скажешь... Полный бред. Даже в конспектах никто не отменял логику изложения мысли и грамотную речь. Кроме стилистических ляпов, которыми книга пестрит сверху донизу, автор не знает значение слова упряжка
, если думает, что упряжками можно что-то привязать.
Или вот это:
9 мая — праздник победы советского народа над фашистами. Во время войны были разруха, голод, никаких игрушек не было. А во что же играли дети во время войны? Родители изготавливали из ткани пупсика — малышка-голышка. Такие куклы радовали детей и помогали пережить страшные годы войны.
Даже не знаю, что сказать...
Нередки и вот такие перлы
:
Главным СОЛНЕЧНЫМ божеством был бог ДОЖДЯ.
Возможно, разгадка этой странной фразы в том, что автор что-то слышал о Дажьбоге...
В России коней вязали из ржаной соломы, потому что пшеница была основной сельскохозяйственной культурой.
А рожь выращивали, видимо, нарочно для соломы... Пшеничная, наверное, не годилась...
Раньше работницами называли женщин, которые работали в поле, работницы использовали красный цвет, например, вышивку на рубахе.
Видимо, в качестве оборудования
?
Покосница — это женщина, которая косит сено.
Автор, видимо, не знает, что косить — работа мужская, женщины на покосе работали не косой, а граблями. В словаре Даля, кстати, нет слова покосница
, а для обозначения женщины, которая косит, было слово косариха
, известное всего в нескольких губерниях.
Теперь посмотрим на описание техники изготовления кукол. Вот как нужно делать всем известного ангела:
Взять квадратный лоскут ткани и положить в середину вату.
Сделать узловую конструкцию, получится голова.
Посередине туловища сложить ткань гармошкой и зафиксировать крестообразно.
Расправить крылья.
Многие другие описания ещё хуже — не говоря уж о безчисленных стилистических и пунктационных ошибках, из этих описаний совершенно невозможно понять ход работы. Нередко они неполны — то начала не хватает, то конца. К примеру, совершенно ничего не сказано об особом головном уборе туркменской куклы. И таких ляпов много. Рисунки тоже очень плохи и не способны что-либо объяснить, часто не соответствуют описаниям. Впрочем, посмотрите сами — внизу статьи есть фотографии некоторых страниц.
Исправить все безчисленные ошибки этой книги невозможно, книга эта — одна сплошная ошибка. Превосходный образец безпросветной глупости, чудовищного невежества, косноязычия и халтуры. Чему может научить детей такая книга?..
Да - а - а, тут, и правда, добавить нечего!
Вопрос - куда смотрят редакторы (хотя бы!!), или редакторов просто нет?.. Ведь многие из ляпов (хотя бы стилистических) можно было исправить. Правда, суть от этого не особо изменится - ведь описаний кукол-то нормальных нет, хотя кукол в книге заявлен целый список!
Обидно - информация вроде и есть, а на самом деле, её нет. И лучше б даже и не было, потому как переврано много, и не разберёшь, есть ли тут изначальная информация, или нет.
Ужас, конечно.
Я каждый раз радуюсь, когда новая книга по кукле выходит, ведь они далеко не все ко мне в руки попадают, и слава богу, что не попадают.:-((
На волне интереса к тряпичной кукле чего только не выходит, оказывается...
Наташ, тут редактор может сделать только одно - не пропускать книгу. Исправить её невозможно - книгу нужно просто переписывать заново, причём другому автору. Вся книга полна бреда - что стилистического, что этнографического, что технического, что общечеловеческого... Пригладить это нельзя, можно только выбросить:(
Просто ужас! Бред необразованного человека, а уж в куколке кызымских хантов, мне особенно понравилась фраза из предварительной беседы:
А на скольких см. Жили люди?Да, пожалуй исправлять тут и правда нечего. Можно было поправить падежи, но книгу это никак не улучшит.:-)
Бедная народная кукла!
Забавно получается - когда народ сам начинает писать о народной кукле, выходит вот такая красота.:-))
Елена, в этом как раз есть смысл (в виде исключения). Образ жизни северных народов - постоянные перекочёвки, поэтому дело не в размере жилища, а в объёме и весе груза. Чем меньше, тем лучше - это существенно, ведь они и так перевозят почти всё - жилища, смену одежды, утварь, шкуры, запас еды... В специальных кладовых хранят только то, что не по сезону (летние или зимние покрышки для чумов, к примеру)... А лишний груз - лишние нарты... Так что сундук с куклами, как у нас - непозволительная роскошь:)
Спасибо за полезную информацию! Я в этнографической части - полный профан и невежа! Меня интересует, в большей степени, костюм, история костюма и всё, что с ним связано (узенькая направленность), а Вы, кельт, профи во всём!
Я немного знакома с технологией изготовления нухуко и историей этой куклы. Считаю статью об изготовлении этой куклы в цитируемой книге не только страшным невежеством, но и оскорблением культуры народов Западной Сибири и Крайнего Севера. И еще хочу дополнить автора
- да, конечно, чем меньше вещей, тем лучше, но при этом у детей было много кукол, целые семьи с бабушками, внуками, тетями и т.д. Плюс чум для кукол плюс деревянные олени, собаки, нарты и все это дети везли сами, в собственных нартах. Это давало навыки, необходимые при кочевой жизни. Так что я не согласна, что кукол было мало.Мила, совершенно согласна с Вашей оценкой и спасибо за дополнения. Маленькая поправка - мы говорили не о количестве кукол, а об их размере:) Мила, а Вы не могли бы поделиться сведеньями о кукле нухуко? Очень интересно.
Кельт, я бы хотела откомментировать как педагог. Я вела кружок по кукле, и я могу оценить работу с другой стороны.
У меня, конечно, трудные дети (в основном, дети мигрантов), но постарше. Но как объяснить даже русскоязычному школьнику (про дошкольника помолчим) я не понимаю. И главное, зачем!!! Хотя словарь это хорошая идея для педагога.
Интересно, что в разделе оборудование нигде не указана карта РФ. Без карты работать тяжело. А еще желательно прихватить картинки с изображением пейзажей, этнических типов, костюмов и быта.
Как она предполагает уместить куклу в одно занятие, я не понимаю. Это тоже тяжело и детям и педагогу. кто-нибудь что-нибудь обязательно не успеет. Работа на скорость - работа на износ.
И еще меня не радует явно лишние действия. Зашивать скатку... Так делали, но тут не тот случай.
Беседа про ненцев составлена неудачно, как и многие другие. Лучше рассказать про что-нибудь одно, но развернуто. А так - это ничем не связанные предложения.
Про 12 см это просто прелесть. Игровая кукла должна быть удобной (Покровский, Бартрам), А удобство определяется не жилищными условиями, а во многих случаях телом человека. 12 см - это ладонь с пальцами.
НО написать грамотную методическую разработку очень тяжело. Педагогические приемы плохо укладываются в слова. Предварительные беседы явно напоминают опорный конспект (это не повод его вставлять как есть, но...). С детьми говорят совершенно по-другому, нежели пишут методички. Как это подать я вот так сходу не скажу.
Идею я специально озвучиваю как верх глупости. Потому что трезво оценивать свои способности и не писать бред, не каждый умеет. Но подобные породукты методической деятельности, к сожалению, требуют не охов и ахов, а конкретных идей, рекомендаций, приемов.
А!!! УУУ!!! Почему я не прочла ранее ваши отзывы??? Заказала на OZONE эту книгу, к счастью, недорого - 136 руб. вместе со всем заказом доставка бесплатна, поэтому не жалко будет выбросить, хотя на ТАКОЕ и этих денег жалко! Скоро придет, добавлю еще что - нить к отзывам наверняка, так как сержусь уже заранее. Меня прельстил длинный заявленный перечень с обещанием пошаговой работы с детьми. В наше время столько хорошей информации о куклах, что даже не могла представить, как ее можно донести неграмотно... А больше всего злюсь на невежество и наглость - заявить книгу и обмануть всех читателей нагрузив бездарностью.
:-)) Вы правильно сказали - хорошей информации много, но много и не очень хорошей.:-)) Поделитесь потом впечатлениями, интересно. Благо, книга недорогая, так что для того, чтоб полистать, купить можно, не жалко. Хотя хотелось бы хороших книг, конечно.
Купила я эту книгу. Хочу сказать, что еще не держа ее в руках, сомневалась - смогут ли современные дошколята делать таких кукол, которые заявлены в книге? А книгу писал педагог! И книга в основном для педагогов. Чему можно научить детей, если у нас такие педагоги? Ужасная книга. Хорошо, что в интернете подняли эту тему. И так много ложной, искаженной информации о народной кукле, а тут еще такая неграмотная книга! Я уже не один раз пыталась разобраться, найти правдивую информацию о куклах. Знаю, что это порой очень трудно. Но, прежде чем писать методические разработки, необходимо 100 раз все проверить. Не так уж и трудно в наше время побеседовать с людьми занимающимися традиционной куклой. Обидно за город С.- Петербург, где есть замечательные кукольницы, за издательство с названием «Детсво - пресс», обидно за детей, которых будут учить по этой методичке.
Ну набросились на человека! Мне лично тоже не всё понятно в этой книге, но это ЕДИНСТВЕННАЯ книга, которая знакомит с технологией изготовления НАЦИОНАЛЬНОЙ куклы. Ни у кого больше такого нет. В основном, это русские или украинские куклы. И всё. Я сделала несколько кукол по этой книге и очень довольна результатом. А что по поводу ошибок, так за собой нужно повнимательнее следить: слова беЗпросветный и беЗчисленный пишутся с буквой С. Вывод: не вздумайте выбрасывать книгу, кто там собирался это сделать. Книга очень нужная и интересная. Пусть кто-нибудь попробует создать что-нибудь подобное, а мы посмотрим и покритикуем может быть.
То есть если жителю севера, где не растут фрукты, мы решим подарить несколько пакетиков
со вкусом персика, он должен быть нам благодарен за это? Принцип губит любую жизнь и любую культуру.Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала -
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Видимо, такие книги будут появляться и впредь, раз есть те, кто считает их полезными. А жаль.
Что вы, что вы! Буковку Зэ тут принСипиально ставят (есть такое направление в грамотействе - чтобы беса не прославлять). Правда, прославляется он, вонючий, не этой буковкой, а нашим зловредным друг к другу отношением. Господи, помилуй, я вот тоже туда же...
Кстати о приставке: без - приставка со смыслом, а буква С - всего лишь оглушение звука З перед глухими согласными. Так проще писать - как слышится. кто-то, может, и боится беса прославлять, а кто-то просто не хочет портить грамматику, несмотря на правила, которые, кстати, постоянно меняются. Информацию лучше на научных сайтах собирать, а не там, где беса боятся:)
И правильно! Законы вот тоже меняются - не уследишь. Не будем их соблюдать, не всем же
!Ну что ты, Двоешник! Всегда соблюдай все правила и законы, ведь они у нас все разумны, справедливы и гуманны, ибо писаны лучшими умами человечества!
Что до книги, так если по ней учиться, что-нибудь да выйдет, но никак не национальная кукла. При этом кучу нервов и сил потратишь, пытаясь догадаться что и как. Всё равно что есть щи треснувшей ложкой - хотя в рот что-нибудь и попадёт, но по-настоящему щей не попробуешь, да ещё язык поцарапаешь и сам уделаешься.
Странно, все ругают эту книгу, но никто не советует, что можно приобрести взамен. Чтобы и туркменские куклы были, и башкирские, и киргизские... А?
А взамен часто ничего и нет. Но - это не значит, что плохое лучше, чем ничего. Написать хорошую книгу не сложно, что подтверждают многочисленные качественные МК, выложенные в интернет обычными людьми. Вся беда в том, что для книги нужна информация - первичный материал. А его нет. Не публикуют. Далеко не у всех есть возможность собирать этот материал самостоятельно - ездить по деревням, музеям и т.п. А те, кому такой материал достался, сидят на нём, как собаки на сене, публикуя самую малость или давая уроки. Доступа к этому материалу у ШИРОКОЙ публики нет. Подчеркну специально для любителей защищать авторские права - речь не идёт о личных выводах авторов, текстах, диссертациях и т.п. Речь именно о ПЕРВИЧНОМ материале, который в каждой уважающей себя науке стремятся опубликовать, чтобы с ним могли поработать и другие. Для появления книг о куклах нужно, чтобы музейные работники опубликовали список кукол, найденных этнографами, с точной информацией о смысле куклы, месте бытования и технологии изготовления. Поверьте, это намного легче, чем составить списки флоры или фауны. А эти списки есть и постоянно обновляются.. Это бы остановило разгул в приписывании куклам разного рода магических свойств и прочей чепухи. И появились бы хорошо написанные книги.
Согласна - писать для журналов, делать МК, информации достаточно. А для книги - нет. Потому что на домыслы уже в них не сошлёшься, а точной информации, какая должна быть в книге, с источниками и ссылками, её просто нет. Действительно, нужно ездить по музеям и искать, но куда ехать, и будет там то, что ищешь, и передадут ли - неизвестно.
Достаточно легко можно издать книжку со схемами кукол, но нужны хоть какие-то проверенные описания, потому что они нужны и интересны, а вот с этим - беда. Поэтому и не движется дело.
Я попала на эту страничку в поисках материала именно по туркменской кукле, поскольку в купленной мной вышеназванной книге отсутствует описание головного убора. Я всю жизнь интересуюсь народными костюмами и народными куклами. У меня большая колекция кукол со всего мира. Время от времени я предпринимаю очередные раскопки материалов по теме кукол. Соглашусь, что книга не просто скудна на материал, в ней много колоссальных ошибок самого различного плана. Однако, как выше уже было замечено, это единственная книга, в которой собрано такое большое количество народных кукол. Я сразу для себя сделала вывод, что за подробностями буду ходить в Интернет. И я не согласна, что легко можно издать подобную книгу. Мастер-классов и описаний русских и украинских кукол достаточно. У меня даже есть книга по беларусским куклам. Настоящий шедевр, правда! Но ведь этим далеко не ограничивается культурное наследние даже отдельно взятой Российской Федерации, в которую входит огромное количество народов и народностей. Эта книга мне дает почву для дальнейшего изучения и раскопок, а это уже немало. Кстати, материала про головной убор туркменской куклы я пока так и не нашла... А хотелось бы. Может кому-то посчастливилось найти такой материал?
Учитель географии, воспитатель школы-интерната. Купила книгу в Санкт-Петербурге, не где-нибудь - в Российском Этнографическом Музее, да-да www.ethnomuseum.ru/ Купила ни одну, а целую коллекцию. Очень интересует эта тема, так как про ненецкие нухуко знаем всё и ещё больше (с закрытыми глазами можем сшить, рассказать и объяснить), куколку с пальчик народа ханты тоже можем весело сшить (на вырост)! Знакомы с другими уграми. Про русские традиции осведомлены...
А теперь совет для многих с Крайнего Севера, с самой-самой верхушки планеты: уважаемые взрослые люди, не источайте гнев свой так рьяно, пожалуйста. Скромнее и вежливее будьте. У всех есть право на ошибки. Напишите автору письмо через издательство. Выскажите всю критику в лицо, прямо и без издевательства. Книга с недостатками, географическими и этнографическими ошибками, методическими оплошностями - увы и это да. Но вы будьте умнее - сами свою хорошую книгу напишите. Мы прочитаем и порадуемся за вас.
Удачу зааркань. Печаль застрели.
Гляди прямо. Ходи ровно.
И живи просто – тихой жизнью…
/выписка из извечного закона тундры/
ПС: лично мне книга (вместе с другими из РЭМ) дала огромную пищу для размышления и проблески для фантазии, как учителю географии и руководителю Школьного Научного Общества. Спасибо ☺
Людмила, поделитесь пожалуйста техникой изготовления нухуко.
Людмила, написать свою книгу - идея хорошая. Но подскажите, где взять достоверную и качественную первичную информацию? Не все живут в больших городах, не все могут ездить в экспедиции. Вы можете делать нухуко с закрытыми глазами - так поделитесь с народом. Будет откуда сведенья почерпнуть тем, кто хорошие книги о куклах хочет писать.
А мне вот интересно, где же автор насобирала столько материала по куклам народов СССР. Даже такая известная кукольница как Марина Мишина, мне кажется, не обладает таким объемом информации.
И об авторе нет абсолютно никакой информации в сети - возраст, место проживания.
Судя по фотографиям в книге, куклы сделаны не совсем аккуратно. Это может говорить или о достаточно молодом возрасте автора или о небольшом опыте работы с куклами.
Закрадывается сомнение. Возможно куклы воссозданы автором по фотографиям.