Фольклор
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.
Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.
В 2012 году вышла интересная серия пособий для детей: Как жили наши предки. Книги есть в лабиринте.
"Как наши предки выращивали хлеб. Наглядно-дидактическое пособие" Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки выращивали хлеб. Они узнают много нового и интересного о том, как на Руси пахали, сеяли, о том, как рос хлеб, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи и о роли хлеба на столе. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки обо всех стадиях выращивания и приготовления хлеба на Руси. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша. Хорошее пособие для воспитателей детских садов. Карточки с понятным текстом, адаптированным для дошкольников, яркие и очень наглядные, рекомендую.
"Как наши предки шили одежду. Наглядно дидактическое пособие для детей младшего возраста" Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки шили одежду. Они узнают много нового и интересного о том, как на Руси выращивали и обрабатывали лён, о том, как пряли, ткали пряжу, отбеливали и окрашивали ткань. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша. Наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления. Издание - это 8 листов мелованного картона. На лицевой стороне - крупная информативная иллюстрация с изображением процесса посадки льна, сушки, окраски и т.д. На другой стороне - описание: 1.Как выращивали лен. 2.Отделение волокон от стебля. Мочение льна. 3.Как лен сушили и мяли. 4.Трепание и очес льна. 5.Прядение. 6.Как ткали пряжу. 7.Отбеливание и окраска. 8.Льняная одежда.
"Как наши предки открывали мир. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста" Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки открывали мир. Они узнают много нового и интересного о том, как Афанасий Никитин ходил за три моря, о поморах-мореходах, о покорении Сибири и освоении Севера, об открытии Антарктиды и города Хара-Хото, об исследовании Азии и изучении Тянь-Шаня. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша. Это пособие, как и другие, можно использовать для ознакомления детей с историей Отечества, культурой, традициями, обычаями и бытом русского народа.
Сказка как фольклорный жанр
Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели "одну забаву", достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам - как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. "настоящего" русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.
Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор, стали основным объектом исследования ученых, составивших мифологическую школу в русском литературоведении.
Частушки
Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушкихореический, рифмовка - перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках.