Песни, сказки, прибаутки бабушки Татьяны
Интересная книга вышла в издательстве СЗКЭО Кристалл, 2015 год.
Песни и сказки этого сборника были собраны и частью сочинены в конце XIX в. историком русской литературы и профессором русской словесности Павлом Александровичем Висковатовым. Он обучался в Петербургском Университете и в Германии, где увлекался педагогическими идеями Фридриха Фребеля — основателя первых детских садов в Европе.
Павел Александрович был славянофилом; пропагандировал русскую культуру в своих лекциях.
Помимо серьезных литературоведческих исследований он всегда чутко прислушивался к фольклорному творчеству — записывал короткие стишки, прибаутки и потешки, ходившие в народе. Именно благодаря этим записям Висковатова просвещенная публика его времени узнала истории и про козлика, который пошел погулять в лес, и про загоревшийся кошкин дом.
Впрочем, к собранному материалу Павел Александрович относился творчески — часто дописывал, переделывал и дополнял записанное, рассказывая потом новые авторские версии своим детям и внукам.
В сборнике есть вариант сказки про козлика со счастливым концом и совершенно неожиданный сюжет про чижика, который «на речке воду пил». Божья птичка, которая «не знает ни заботы, ни труда», в сборника предстает трудолюбивой хлопотуньей, что, конечно, ближе к правде жизни.
Песни и сказки, включенные в сборник, были проиллюстрированы Алексеем Петровичем Эйснером. Он родился в 1872 г в дворянской семье. С детства увлекался рисованием. Закономерно поступил в художественное училище барона Штиглица и с успехом его закончил. Область его художественных интересов была весьма разнообразной. Эйснер был неплохим портретистом, писал жанровые картины и пейзажи. Некоторое время сотрудничал с известной ювелирной фирмой Карла Фаберже. Занимался он и преподавательской деятельностью.
Одним из увлечений Алексея Петровича была графика. Это чувствуется в его иллюстрациях к сборнику. Они весьма сдержаны и даже лаконичны по цветовой гамме и композиции. Спокойные сдержанные тона, почти полное отсутствие градиентных переходов и ярких пятен. Однако эта лаконичность — сознательный прием, который становится очевидным в сравнении с другими работами Эйснера.
Сознательная приглушенность красок сборника как бы настраивает на спокойное и неторопливое чтение стишков и сказок маленькому ребёнку, который готовится безмятежно отойти ко сну.
Эта книга в серии - далеко не единственная, здесь можно найти много сказок и интересных сборников. Серия: Золотой век книжной иллюстрации.
Содержание книги:
Как на бабушкином дворе по утрам перекликаются петухи
стр. 2-3
Двор бабушки в полдень
стр. 4-5
Бабушкин пруд
стр. 6-7
В бабушкиной кухне
стр. 8-11
Бабушкин козлик
стр. 12-17
Смерть любимого бабушкиного петуха
стр. 18-19
Сорока-воровка
стр. 20-23
Бабушкина кошечка
стр. 24-29
Как бабушка зверей и птиц своих кормит
стр. 30-31
Бабушкин мальчужка
стр. 32-33
Чем и как играет мальчужка
стр. 34-35
Песня Чижика и песня о Чижике
стр. 36-37
Таня и Ваня
стр. 38-45
Птичка-хлопотунья
стр. 46-47
Рассказ о бабушкином умном козле и о том, как он достал волчью шубу, чтобы бабушке было тепленько
стр. 48-56
О том, как няня Люшу усыпила
стр. 57-60
О зайке и охотнике
стр. 61-62
О том, как медведь гостей на свадьбу звал и кто на ней пировал
стр. 63-67
Очень странная книга. Как её вообще выпустили? В каждой сказке про кровь, убийства и жестокость.
Решать конечно родителям, но я не советую эту книгу. Не буду объяснять, лучше процитирую пару строк: "Тихо бабушка встает и во двор к себе идет, посреди двора глядит, мертвый петушок лежит...-"Кто забил петушка, Золотого гребешка? Я, - кричит воробей,- Я злодей! Кто его кровь пил? Я, комар-крошка, Все понемножку, Я его кровь пил." и т. д....
Для ребят, которые растут в деревне, всё это нормально, они и сами кур резать умеют, и с животными покрупнее видели, как это делается, а в старину и с волками-медведями встречались. Они знают, как мир на самом деле устроен. Но для современных детей, особенно из крупных городов, это, конечно, читать просто нереально (судя по отрывку).