Кукла - образная игрушка
Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья ("голым"). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.
Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Такая аналогия позволяет взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во - вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в - третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в - четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается.
Позднее ребенок сам пробует "водить" куклу, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки.
Изначально игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребёнка. Пластмассовые игрушки обманывают восприятие ребёнка - весят они меньше чем деревянные, и большущий пластиковый кубик лёгкий, хотя деревянный такого размера малыш поднять бы не смог.
Искусственные материалы нарушают естественное восприятие мира. Кукла барби вредна - она развивает в ребёнке интересы, которые ребёнку не свойственны. И пусть сегодня у каждой наверное девчонки есть и современные куклы, в том числе и Барби, от этого не уйти, но можно разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребёнка настоящими куклами. Разнообразные монстры просто страшны. Поэтому и интересны свои, исконные, тряпичные куклы.