Традиционная народная кукла «Девка-Баба»
Маломыжева Н.А. опубликовано в научном сборнике ГАУК ТО «Музейный комплекс имени И.Я. Словцова «Земля Тюменская» выпуск 22.
Спасибо автору - Наталье Маломыжевой - за статью и разрешение опубликовать её на сайте!
Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства, хотя, в древней культуре, как известно, она была символом, наделялась способностью передавать энергию владельца, давала людям возможность влияния на окружающий мир. Эту силу обрядовая кукла приобретала в результате наделения ее «силой веры» женщины, которая обладает природной способностью к защите и обережению семьи, рода. Правильно выполненная кукла придавала членам семьи уверенность, равновесие, чувство защищенности. Обрядовые куклы изготавливали к семейным (рождение ребенка, свадьба, болезни членов семьи) и календарным (Рождество, сельскохозяйственные работы, Масленица) обрядам.
В Музее изобразительных искусств хранится небольшая коллекция традиционных обрядовых кукол изготовленных кировским мастером Семеновой Еленой Николаевной. Семейные обрядовые куклы – «Лихоманки», «Десятиручка», календарные – «Масленица», «Коляда», «Семик с Семичихой» отражены в литературе и широко известны.
Смысл куклы «Девка-Баба», которую в народе называют «Вертушка» или «Перевертыш», в литературе не отражен. Эта кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России.
В современном мире многими мастерицами «Девка-Баба» осмысливается как отражение двух сущностей женщины - девки и бабы, как закрепление перехода женщины из одной ипостаси в другую. Некоторые мастера считают эту куклу оберегом для беременной женщины и ее ребенка, а некоторые - наглядным пособием по народному костюму.
Фото слева - Тихонова Нэлля г. Абакан. Каргопольская кукла-перевертыш, Сторона Баба.
С этим соглашаешься до тех пор, пока не возьмешь эту куклу в руки и не «поиграешь»: повернешь куклу яркой нарядной стороной вверх – откроется Девка, перевернешь куклу – была Девка, стала Баба, яркие цвета сменились на более темные.
Если в этой кукле речь идет только о фиксации перехода «девки в бабу», то «игра» на этом должна заканчиваться. Но, кукла «Девка-Баба» - перевертыш, значит, она подразумевает продолжение «игры». То есть она должна переворачиваться не только от Девки к Бабе, но, и от Бабы к Девке.
Народная кукла, которая не потерялась в тысячелетиях не просто игрушка, действия с ней несут сакральный смысл.
Чтобы понять его суть, суть самой куклы, надо узнать, что «спрятано» у нее внутри.
Ни для кого не секрет, что традиционная кукла, пока дожила до наших дней, могла сильно измениться. То есть, у нее появились новые детали, подробности, украшения. Неизменной осталась лишь ее основа – конструкция, которая очень проста: небольшая палка, на обоих концах ее укреплены голова и руки.
Как известно, в традиционных куклах заложены не только представления людей прошлого о мироустройстве, но и наблюдения из окружающей жизни. Что касается куклы, о которой идет речь, ее конструкция напоминает процесс родов у женщины: сначала появляется голова ребенка, плечики и ручки. Следовательно, в конструкции куклы зафиксирован момент рождения ребенка. Перед нами не просто Баба – перед нами роженица.
Наша «игра» с куклой «Девка-Баба» теперь может продолжаться сколько угодно долго: Баба рожает Девку, переворачиваем куклу нарядной стороной вверх – ладная красивая выросла Девка, Девка переходит в Бабу и т.д.
Кукольная Баба постоянно рожает Девку, и нет куклы, Баба которой рожает Парня, хотя рождение мальчика было более значимым для семьи, чем рождение девочки. Видимо, кукла «Девка-Баба» несет в себе не просто информацию о процессе родов, а особый момент, наполненный сакральным смыслом, значит, это должно быть обязательно отражено в других видах народного искусства.
Чтобы открыть эту тайну я обратилась к писанке – спутнице традиционных народных кукол. Несколько месяцев поиска привели меня на сайт Музея «Писанка» в г. Коломыя, Ивано-Франковской области, где, на представленной в экспозиции писанке, я нашла знакомую конструкцию, в которой так же зафиксирован процесс родов.
Писанка - боковая, т.е. ее поверхность поделена по вертикали на две половины. Боковая сторона поделена по горизонтали на три части – отмечены три мира: верхний – божественный, средний – земной, нижний – подземный. По оси симметрии расположена композиция идентичная конструкции народной куклы «Девка-Баба». Верхняя часть конструкции находится в верхнем, божественном мире, нижняя часть – в нижнем, подземном. Расположение Бабы в верхнем мире богов поясняет нам, что роженица не простая баба, а Богиня. Расположение Девки в нижнем мире (мире предков) отражает представления людей о том, что новорожденный ребенок является пришельцем из нижнего мира. Бабу и Девку на писанке связывает пуповина, которая проходит через земной мир. Листья, расположенные слева и справа в одном направлении по линии экватора, подчеркивают непрерывное течение жизни.
Аналогичную конструкцию можно увидеть и в неолитических петроглифах, и на многочисленных старинных вышивках разных регионов России.
Слева - Рожаницы, Лоси и лосята. Неолитические петроглифы (Чалмы-Варре. Кольский полуостров).
Подводя итог рассмотрению народной куклы и писанки можно утверждать, что образ куклы соответствует понятию «Рожаница». Перед нами Богиня - покровительница плодородия, плодовитости, которая рождает не просто девку, она рождает продолжательницу жизни.
Культ рожаниц имел аграрный характер и отмечался, как день завершения земледельческих работ, как праздник урожая на второй день (9 сентября) после Рождества Богородицы (8 сентября). Частично чествование Рожаниц проходило на Рождество Христово (после 25 декабря) – благодарение богов за урожай на переломе зимы.
Думаю, что традиционная народная кукла «Девка-Баба» была связана именно с этим культом и изготавливалась в честь Богинь Рожаниц.
Литература:
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян – М: Русское слово, 1997 г.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла - Спб. Паритет 2003 г.
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла – М: «Культура и традиции», 2007г.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы – М: Ладога-100, 2007г.
Выхристюк О.И. Кукла. Школа материнства – Русский дом народных традиций «КрАсота».
Агаева И.В. Куклы «Перевертыш», «Сударушка», «День и Ночь» // Народное творчество – 2004.№ 5.
letopisi.ru/index.php/Девка-Баба, народная кукла
navseruki.perm.ru/index.php?image=439
www.novolavka.ru/katalog-narodnyh-kukol.htm
www.rukukla.ru/article/trya/devkababa kuklapereverty6.htm
vokina.livejournal.com/131964.html
www.ethnodolls.ru/doll.php
dimukraine-com.livejournal.com/14560.html
gallery.vbios.com/data/1056/medium/P6300072.JPG
www.luizacoll.ru/materials/img/maloros/p0004.jpg
Технология изготовления традиционной народной куклы «Девка-Баба».
Для изготовления этой куклы нам понадобятся: деревянная палочка, ткань светлого цвета, ветошь, нитки, тесьма или лента.
Порядок изготовления куклы Девка-Баба:
Рис. 1 - слева
1) Основа: деревянную палочку высотой 25–30 см плотно оборачиваем тканью и перевязываем нитками в трех местах (рис. 1, а,б).
2) Голова: к верхнему концу основы привязываем квадратный лоскут светлой ткани, внутрь которой вложена ветошь (рис. 5, в). Аналогичным образом оформляем противоположный конец основы.
3) Руки: концы верхнего и нижнего лоскутов перевязываем ниткой по бокам так, чтобы получились ручки в манжетах (рис. 2, г).
Рис. 2 - слева
4) Юбка: к середине основы привязываем либо лоскут ткани, который может быть юбкой и с лицевой, и с изнаночной стороны, либо предварительно сшитые изнанками два подобранных по цвету и узору куска материи (рис. 2, д).
5) Головы кукол покрываем платками и украшаем косами, тесьмой или лентами.
Здорово!
Замечательная статья - спасибо!
благодарю.бальзам на душу,очень позновательно