Куклы ханты
«Методическое руководство по изготовлению традиционной игрушки ханты – обобщение опыта работы по проекту «Куклы и сказки Нёрым-ях»
За время существования Сургутского краеведческого музея в его залах неоднакратно демонстрировались выставки, раскрывающие богатую материальную и духовную культуру коренного населения Сургутского Приобья – ханты. Этническая тема регулярно рассматривается в многочисленных публикациях сотрудников музея, поднимается на конференциях и семинарах.
Рисунки смотрите в конце статьи!
Как же сделать уникальный этнографический материал более доступным и понятным для жителей города? Ответ на этот вопрос был найден благодаря накопленному научному материалу и продуктивной практической деятельности в рамках проекта «Куклы и сказки Нёрым-ях». Основу проекта составили разработки, полученные в ходе полевой этнографической научно-исследовательской деятельности и постоянной поисковой работы в области научного комплектования коллекций. На сегодняшний день можно с достоинством отметить, что этнографическая коллекция ханты в собрании фондов Сургутского краеведческого музея является хоть и немногочисленной, но отражающей основные этнокультурные особенности ханты Сургутского района середины ХХ века. Для восполнения недостающих материалов была разработана программа реконструкции атрибутов детского игрового обихода. В результате фонды музея пополнились уникальной коллекцией кукол и кукольного инвентаря, характерного для девичьей игры ханты р. Ингу-ягун (бас. р. Тром-Аган). В ходе проведения работ по созданию реконструкций производился сбор фольклорного материала в той же этнотерриториальной группе. Таким образом, в музее создан тематически объединенный фонд «Куклы и сказки Нёрым-ях», сочетающий в себе коллекционные предметы детской игрушки и архивный фольклорный материал одной этнотерриториальной группы – Нёрым-ях (Болотный народ).
Целенаправленная научно-исследовательская и научно-фондовая работа позволила музею приступить к разработке новых для музея форм просветительской работы в области популяризации и использования историко-культурного наследия Сургутского Приобья. Первым шагом по продвижению и популяризации этнической культуры был выпуск аннотированных открыток и закладок для книг с изображениями кукол и кратким содержанием одной из сказок. Параллельно производились работы по созданию в музее кукольного этнотеатра. Таким образом решались одновременно несколько задач по популяризации историко-культурного наследия ханты.
Музей поставил перед собой еще одну, более сложную, цель. Она заключается в поиске путей представления информации тем, кто, в силу различных причин, не имеет возможности получить ее «запросто». В круг интересов музея были вовлечены дети с ограниченными возможностями и дети с ограниченной зрительной функцией.
В силу ограниченности репертуара этнотеатр не может предоставить всеобъемлющей информации, однако и этот недостаток был восполнен.
Одним из последних достижений этой работы стал одноименный издательский проект «Куклы и сказки Нёрым-ях». Основу издания составили фольклорные материалы ханты реки Ингу-ягун. Сборник содержит поучительные сказки для взрослых, от древних, происходящих от священных песен, до коротких сказок - половиночек. Разработана электронная игра – мастер-класс по изготовлению «Кукол Нёрым-ях».
Все это дает возможность воспринимать ранее недоступную информацию широкому кругу людей.
В 2006 году в годовой план музея была включена работа по перенятию опыта сотрудниками научно-образовательного отдела Сургутского краеведческого музея от мастера Щербаковой Ольги Ивановны с целью пополнения коллекции и разработки мастер-класса для музейной аудитории.
В течение года раскрывалась не только технология изготовления игрушки, но и культура игры в целом.
Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой девочки ханты есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.
По традиции ханты считается, что кукла больших размеров уже похожа на человека, а маленькая применяется в поминальной практике. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.
Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается.
Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа, они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
В игровом мире могут присутствовать элементы дерева. Это касается сосновых и кедровых шишек, которые используются для изготовления кукол - шишек. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.
Основу куклы-шишки составляет сосновая шишка и кукла – «скрутка».
Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
• 2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.;
• 2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.;
• 2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см.;
• 1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.,
• сухая сосновая шишка с полностью распустившейся сердцевиной.
Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине (рис. 1) и скручивают в скатку (рис. 2). Скрученный лоскут перегибают пополам (рис. 3).
Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязывают платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест, концы заводят за спину, не завязывая узел (рис. 4).
Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5) и перевязывают поясом (рис. 6).
Второй платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7). Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы (рис. 8).
Следующий шаг – приготовление платка-полога для куклы-шишки. Светлую ткань размером 15х15 см. распускают на 1-1,5 см., выдергивая нити основы со всех сторон (рис. 8), и сворачивают по диагонали.
На завершающем этапе усаживают куклу-скрутку на шишку. Что бы скрутка имела более фиксированное положение, ее привязывают к одной из чешуек (отростков) шишки оставшимися концами пояса (рис. 9) и укрывают платком-пологом по принципу подвязывания первых двух платков. В месте соединения концы платка фиксируют английской булавкой, оставляя отверстие для просмотра куклы.
Практически все куклы-растения выполняются из ткани и ниток. Они представляют собой различные виды деревьев, кустарников и ягод.
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя (толщина зависит от того, какое дерево: береза, пихта, рябина, сосна и др.) скрученной валиком и сложенные пополам таким образом, что нижняя часть образует «ноги» и делает фигуру устойчивой. Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.. На примере изготавления куклы-дерева «Рябины» можно детально проследить весь ход создания игрушки.
Для этого понадобится:
• плотная ткань (сукно, шерсть, сатин) серого цвета, размером 37х16,5 см.;
• нити желтого, красного и оранжевого цветов;
• лист картона (ширина – 10-12 см, длина – 14 см.)
Лоскут серой ткани скручивают к середине по длинным сторонам (рис. 1). Образовавшуюся «трубочку» длиною 37 см. складывают вдвое (рис. 2) и сшивают с помощью иглы в двух местах с каждой стороны, обозначая тем самым голову и ноги (рис. 3).
На картон по ширине аккуратно и плотно наматывают 80-100 витков разноцветных нитей (рис. 4). Под нити по сгибу пропускают нить и завязывают, стягивая намотанные витки. По противоположному сгибу нити разрезают и снимают с картона. Остаток нити, которой стягивали витки, укладывают вместе с остальными «волосами».
В завершение работы над куклой полученному пучку ниток придают аккуратную форму и крепят к макушке ствола с помощью 2-3 стежков (рис. 5).
В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.
Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.
Ярким персонажем является кукла-ягода «Клюква» (Пансэмэли). Клюква болотная ягода. Эту ягоду ханты предпочитают собирать весной, потому что она становится более сладкой, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – «Травы пырея косичка» (Помсавэли), это парные персонажи одной сказки.
Чтобы сделать куклу-ягоду «Клюквинка», нам потребуется:
• лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см.;
• лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см.;
• лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см.;
• нить коричневого цвета;
• вата;
• 2 бусинки.
На лоскуток коричневого цвета укладывают ткань зеленого цвета (рис. 1), переворачивают и в центр укладывают комочек ваты (рис. 2). Плотно обжав вложенную вату, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом (рис. 3). Концы нити не удаляются.
Устойчивость кукле придает расправленный подол платья. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы ткань, обтягивающая головку была практически не видна. Концы платка крепят двойным узлом под подбородком (рис. 4). Работу над куклой завершают подвязыванием бусинок на свободные концы коричневой нити.
Куклы-люди (сох пакыт) выполняются не только из ткани, но также из природного материала: травы, шкурок мелких зверьков, крылышек, хвостов и перьев птиц. В последнем случае персонаж имеет значение какого-либо животного или птицы.
Также функцию куклы могут выполнять подушка и платок. Платок сворачивают, имитируя младенца, а подушку повязывают платком, изображая дитя в люльке.
Такими игрушками, в основном, пользуются маленькие девочки 3-4 лет, которые еще не могут самостоятельно шить.
Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно: ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки - озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.
Основная черта куклы – кратковременность её существования. После окончания игры куклу необходимо разобрать.
С помощью платка можно выделить возрастные особенности куколки. Чем больше у нее открыто лицо, тем она старше.
Есть также кукла в очень красивых нарядах и украшениях из бисера. Это - Кукла в наряде (Айвит сикм ярнаснат) она изображает мастерицу, одетую в красивые наряды, чтобы показать их гостям. По преданию, такая Солнцеподобная, Луноподобная девушка в красивом наряде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду.
Для изготовления куклы Солнцеподобной, Луноподобной девушки в красивом наряде понадобится:
2 одинаковых лоскутка ткани 11,5х7 см.;
2 одинаковых клина треугольной формы из ткани той же расцветки длиною 8 см.; шириною – 4 см.;
• 1 лоскуток ткани розового цвета размером 20х20 см.;
• 1 лоскуток ткани (сукно, сатин) размером 0,6х14 см.;
• 1 нити желтого цвета;
• лист картона (ширина – 10-12 см, длина – 15 см.);
• разноцветный бисер и бусины.
Изготовление куклы начинают с шитья платья.
2 лоскутка ткани размером 11,5х7 см. укладывают лицевой стороной друг на друга и сшивают швом по длинному краю, по 3 см. от верха (рис. 1,2). Клинья, изнаночной стороной вверх, вшивают в оставленный разрез платья (рис. 3). Платье выворачивают на лицевую сторону, расправляют, подрубают низ и пришивают по верхнему разрезу и подолу платья три ряда разноцветного бисера (рис. 4).
На следующем этапе работы делают основу – головку и «тельце» куклы. В центр розового лоскутка укладывают комочек ваты (рис. 5). Плотно обжав вложенный комок ваты, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом (рис. 6).
Примеряем платье к основе куклы. Розовая ткань не должна быть видна из-под подола платья. Платье надевают и скрепляют швом в верхней части с двух сторон, в области шеи (рис. 7). Лоскуток плотной ткани размером 0,6х14 см. служит поясом, который крепят двойным узлом на спине куклы (рис. 8).
На картон, по ширине, аккуратно и плотно, виток к витку, наматывают 300-400 витков желтых нитей (рис. 9). Под нити по сгибу пропускают нить и завязывают, стягивая намотанные витки. По противоположному сгибу нити разрезают и снимают с картона. Остаток нити, которой стягивали витки, укладывают вместе с остальными «волосами». Полученному пучку ниток придают аккуратную форму, расчесывают и крепят к макушке головы куклы с помощью 2-3 швейных стежков (рис. 10). Волосы заплетают в две косы и приступают к их украшению и оформлению «лица» куклы (рис. 11).
С помощью бисера обшивают кромку волос лобовой части. С двух сторон крепят бисерные сережки. На лбу и затылочной части головы пришивают две крупные бусины. От бусины на затылочной части отпускаю две бисерные нанизки длиною 2-3 см. – это головное украшение.
Завершающим этапом по оформлению куклы служит скрепление кос между собой разноцветной бисерной нитью с использованием более крупных бусин (рис. 11).
Придают кукле устойчивое положение. Девушка в красивом наряде готова.
Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен.
Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.
Щербакова Ольга Ивановна (представитель группы Нёрым-ях) родилась в 1951 г., на р. Тлунг-Ягун (Идолов река), что в бассейне р. Тром-Аган, пятый ребенок в семье Ивана Сопочина-Первого и Аграфены Айпиной. Принадлежит она к Сургутским ханты. Это территориальное название, объединяющее несколько локальных групп вокруг русского административного центра, города Сургута. Сегодня к сургутским ханты можно отнести группы ханты, проживающие в бассейне среднего течения р. Обь с притоками: Большой и Малый Юган, Лямин, Пим, Тром-Аган.
Ханты, проживающие в бассейне реки Тром-Аган, называют себя Торум-яун-ях – Божьей реки народ. Однако среди них существует деление на тех, кто проживает непосредственно по берегам рек, - береговой народ (ловохты-ях), на болотах - болотный народ (нёрым-ях) и поселковые жители (лапка-ях).
В силу своего географического и административного размещения каждый из перечисленных «ях» имеет локальные различия.
Место, где родилась Ольга Ивановна в то время, начало 50-х гг. ХХ в., было очень отдаленным и глухим, до поселка Тром-Аган оттуда очень трудно было добираться.
Летом семья жила в берестяном чуме, зимой – в крытом брезентом. Возили за собой доски для пола. Раз в месяц делалась «генеральная уборка»: скоблились доски, менялись настилы. Мать укладывала на свежие еловые ветки плетенные из пырея коврики, на которые затем стелили постель.
С ранних лет Ольга стала заглядываться на материнское шитье. В пять лет она уже довольно уверенно орудовала иголкой и шила своих первых куколок («пакыт» - кукла на языке ханты) – обычное дело для девочек ханты.
Ольга Ивановна помнит, как разводила маленький костер рядом с очагом и принималась вместе с матерью готовить. Варила рыбу в банке из-под сухого молока, пекла хлеб в банке из-под вазелина. Очень любила воду носить и дрова пилить. Как и полагалось ее сверстницам, помогала маме скоблить шкурки, самостоятельно выделывала белку, гагару, лапочки белочек, бурундука, могла шить платье, нагрудник, манжеты, летние кисы из кожи, меховой детский сак из цельного меха. Да еще за младшими ухаживала.
Маленькая Оля шила чудесных куколок, которыми с упоением играла сама. Ей хотелось, чтобы куклы были самыми красивыми и хотя бы чуть-чуть походили на кукол старшей сестры Феоктисты. Чтобы не копировать кукол сестры, ей приходилось придумывать свою кукольную семью – мать, отца, братьев, сестер, шить для них красивую одежду. Также были персонажи из мира сказок и легенд. А взрослые следили за ее работой и приговаривали: шей аккуратно, красиво, чтобы и прочно было. Навыки быстрого и качественного шитья – основное, чем должна была овладеть девочка к поре своего девичества, когда на нее налагались обязанности шить одежду себе и своим братьям.
С тех пор прошло много лет. Ольга Ивановна окончила медицинское училище, вышла замуж, воспитала своих детей, дождалась внуков. Оглянуться не успела – вышла на пенсию. Дома ей сидеть совершенно не хотелось. Стала думать, чем бы заняться, и по счастливой случайности оказалась в Сургутском краеведческом музее. В свое время Ольга Ивановна была одной из активных участниц Центра культуры коренных народов. Ею была создана коллекция национальных костюмов «Ханты-моден». Поэтому Ольге Ивановне предложили заняться реставрацией предметов (одежды) этнографической коллекции музея. Она согласилась и занялась знакомой с детства работой – шитьем. Благодаря Ольге Ивановне в Сургутском краеведческом музее появилась коллекция кукол Нёрым-ях. Куколок она шьет с огромным удовольствием, возвращаясь мысленно к давно покинутому родительскому дому, вспоминая дорогих её сердцу людей. «В каждой куколке есть частичка ее автора» - говорит Ольга Ивановна.
Значительную часть своей жизни она посвятила распространению знаний о своем народе. Ее любовь к родному краю, врожденная чуткость и отточенное мастерство позволили Сургутскому краеведческому музею воплотить в жизнь идею создания современной коллекции этнографической игрушки.
За реализацию музейного проекта «Куклы Нёрым-ях» Ольга Ивановна была удостоена звания «Мастер года» на конкурсе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Мастер 2003» в номинации «Традиционное искусство».
Т. А. Исаева - заместитель директора по научной работе МУК СКМ Л. Л. Фролова, заведующая научно-образовательным отделом МУК СКМ
М. М. Симон, лектор-экскурсовод научно-образовательного отдела МУК СКМ
Источник - .