admin

Творческая сессия Тульская городская игрушка

23 октября 2009 г.

Творческая сессия «Тульская городская игрушка»

23 октября 2009 г. в художественно-педагогическом музее игрушки состоялась творческая сессия «Тульская городская игрушка». Мастера-игрушечники и сотрудники музея в диалоге впервые изучали игрушку старую и современную через любование ею. Почему именно любование? «Любование  - отметил один из мастеров -  есть вглядывание в подлинное». Оно позволяет освежить память, восприятие, задержать взгляд на предмете чуть дольше обычного; позволяет открыть новое там, где все кажется привычным, глубже постичь сущность игрушки. Об этом размышляли, делились своими впечатлениями участники сессии.

С чего начинается любование?

Безусловно, первое, что отмечает глаз человека – внешний вид игрушки. Мелкие детали, отделка, характер ее изготовления, цвет были  основным предметом обсуждения на этом этапе. Детали, форма игрушки играют важную роль в ее целостном восприятии, они формируют ее образ, придают выразительность. Игрушка обретает свое лицо, характер, который автор пытался передать.  

Специалисты отметили огромный талант мастеров, сумевших передать в глине, материале достаточно грубом, легкость и движение ткани, деликатно сделать тонкие, интересные рельефы. Подлинные игрушки смотрятся очень гармонично, целостно. 

«Активное прикосновение к игрушке рождает удивление» - говорит Ирина Бежина. – Это не просто народная игрушка, она уже стоит на ступень выше, на нее нужно смотреть».

Подробное рассмотрение и сравнение деталей, формы лица, рук, туловища, костюма экспонатов позволило с уверенностью выдвинуть гипотезу о том, что у работ был не один автор. Следующим этапом стало изучение особенностей подчерка разных мастеров. Наличие, по меньшей мере, четырех манер изготовления игрушек привело к появлению предположения о том, что это мог быть игрушечный промысел. В обсуждении истории существования тульской игрушки, ее появления и бытования высказывались мнения, что интерес к ее изготовлению появлялся неравномерно, всплесками, затем угасал. Тульская игрушка вышла из народных глиняных промыслов, в 18 веке она стала изготовляться в подражание фарфоровым статуэткам и использовалась для декорирования интерьера, что и поддерживало ее изготовление. Так было на протяжении 18 – 19 века, а в начале 20 века с приходом капиталистического производства трудоемкое изготовление игрушки становится невыгодным. Сейчас открываются сведения, появляются находки, которые помогают  выстроить всю цепочку ее существования и развития.

Размышляя о феномене тульской игрушки, участники говорили о развитии образного ряда. Основные сюжеты и типажи для нее взяты из городской культуры, в основном это барышня, барышня с кавалером, кормилица. Впечатление ремесленника, крестьянина, мастерового от городских жителей воплотилось в игрушке. Тульская игрушка соединяет в себе как древнюю символику (фигура женщины – матери, Земли-кормилицы) и традиционную форму (основание игрушки в виде колокола, положение рук на лоне), так и декоративное дополнение в виде элементов костюма 19 века. Образы живут во времени, они только по-разному оформляются в разном социокультурном контексте.  

Анализируя, как сегодня появляются мастера тульской игрушки, участники говорили о том, что первым шагом является освоение технологии изготовление, копирование подлинных игрушек. Освоив технологию, мастер начинает делать игрушки, близкие по содержанию, и лишь потом привносит что-то новое в игрушку, которая выходит из-под его рук.

Как люди приходят в изготовление игрушки? Как осваивают, какие замыслы воплощают? «Благодаря игрушке я могу чувствовать свои корни, обретаю свое достоинство… Важно получать удовольствие от работы с материалом, - делятся своим опытом Светлана… и Ирина Бежина. – Это удивительное таинство, когда из куска глины, лепёшки появляется нечто». Современные мастера работают в рамках сюжетной линии старинной игрушки, одновременно пытаясь ее разнообразить. С одной стороны, основные вехи и привычки человеческой жизни мало изменились, такие темы как любовь, создание семьи, дети, мужчина и женщина находят воплощение в игрушке любого времени, с другой стороны, меняется ритм и содержание жизни, и игрушка должна эту трансформацию отражать, чтобы быть востребованной. Это подталкивает мастеров к поиску новых сюжетов, новых форм в исполнении игрушки.

Очень важно, подчеркивали мастера, при этом не перейти грань между игрушкой народной и ненародной, сохранить дух и сущность первой. Основным критерием подлинности, «народности» здесь является сохранение технологии и материала (глина, ручная лепка, грубоватость). Добавление новых материалов убирает из игрушки жизнь.

Вторая часть сессии была посвящена изучению и сравнению игрушки подлинной и современной. Мастера вновь подробно обсуждали композицию, пропорцию фигур, роспись, детали, общее впечатление от игрушек, удачи и неудачи в их исполнении. «В подлинных игрушках есть удивительная сила и стать» - считает Атюшева Т.Н., главный хранитель музея. Как авторы смогли этого добиться? Как это суметь передать в игрушках современных? Участники отмечали, что этому помогало  интуитивное чутье авторов, талант, природные способности. Художественные навыки и образование сегодня помогают в понимании игрушки, однако главное в ней  – интуитивное воплощение в материале того, что чувствовал автор. В этом еще один важный критерий ее «народности». 

Мастерство, особое чутье на игрушку, ее гармоничность достигается с опытом. При этом важно учитывать параметры пластики игрушки, например, в тульской игрушки это удлиненность торса и рук, за счет чего достигается эффект изящества без нарушения пропорций фигуры.   

В заключение сессии участники обсуждали настоящее и будущее тульской игрушки, передачу опыта ученикам, чтобы теплящийся огонек интереса к ней не угас окончательно.

Лукьянова Е. А. кандидат наук, психолог

По Тульской глиняной игрушке смотрите также статью с фотографиями, текст принадлежит Директору Музея игрушки В Сергиевом Посаде, заслуженному деятелюискусств, кандидату искусствоведения Грекову Александру Умаровичу.