Каргопольская глиняная игрушка
Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги? Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.
Но экономические преобразования XVIII-XIX веков обошли стороной Русский Север. Каргополь оказался в стороне от больших торговых путей, стал типичным провинциальным замкнутым городком, в котором с трудом приживались нововведения и чтились традиции предков. Язычество укоренилось в народной культуре и проявлялось в промыслах крестьян. Своеобразным символом города стала и каргопольская глиняная игрушка. Между тем гончарный промысел, известный ныне не только в России, но и за рубежом, сложился здесь поздно, лишь во второй половине прошлого века, и был порождением крестьянского бытия.
В то время мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топленого масла. Гончары работали в небольших избах - "зимниках", где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8-9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой.
После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали.
Просушат посудины дня два в избе, обожгут на живом огне в горне, реже в русской печи - партии на продажу делали немалые, до тысячи горшков - а после обварят в горячей болтушке - «солодяге» - растворе овсяной или гороховой муки, чтобы красно-коричневый черепок черными пятнышками-колечками покрылся, или сделают зеленую свинцовую поливу. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из нее игрушки - фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдет, такова и цена.
Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: «Купи, тятя, коня!» А заодно с копеечной «бобкой», глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится. Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки.
Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее «фасад», наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских "баб" изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелёв, девяноста двух лет, говорит: « До нас так красили, и мы так красим, а почему - кто знает?..» Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент остается прежним, как подсказывает традиция.
Орнамент действительно постой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-желтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зеленый.
Когда мастер считает нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно дает особенно блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебря-ная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зе-леные, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.
По игрушке бывает видно, кто ее делал: мужчина или женщина. Мужчине чаще удается форма, женщине - цвет, поэтому бывало, что работали всей семьей. Также по характеру поверхности и размеру фигурки, которая создается «по руке», можно сказать, лепил ее взрослый, старик либо ребенок. На ладони мастера помещается целый мир реалий бытия и доброй сказки. В нем сливаются природное начало с его стихийностью и порядок, утвержденный человеком. В этом мире есть изба с чадами и домочадцами, двор со скотинкой, а также дорога, что ведет через леса, наполненные зверьем и птицей, в уездный город и в дальние края.
В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы. Интересно, что они появляются только в середине нашего века благодаря фантазии отдельных мастеров и советам искусствоведов. Ведь раньше о волшебных существах не было принято говорить вслух, называть их по имени, а тем более облекать их в видимую форму, предназначенную для детской игры, дабы не накликать беду. И опять-таки сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лоша-ди, и охотник с собакой, стреляющий в глухаря на дереве, и кузнец с молотом у наковальни. Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая - «кадриль» - танцующие пары. Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле.
Эти сюжеты традиционны для севера России. В них есть кое-что общее со старыми «дымками», «вятками»; много «барынь», у которхых юбка колом, и много животных, столь привлекательных для дымковских мастериц.
Однако бросается в глаза сходство и с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчетливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и особенно в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура дана с ребенком, то это уже не барыня, а «кормилка» она несет не свое, а «господское дите».
Разнообразны и порой необычны Каргопольские «барыни». У одной важной дамы в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком. У другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо с четырьмя рогами или хвостами. Третья барыня в смешной шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку. Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком. Завершает этот необычный парад барынь женская фигура с вазой.
Женщина, мать - важнейшая обрядовая тема игрушки, базирующаяся на образах животворящих сил "матери сырой земли" и солнца. "Бобки" - женские фигурки, один из самых древних и любимых образов у мастеров Каргаполья. Откуда же возникает у простых северных баб такие раскошные широкополые шляпы? Мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами"тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски - лучи". Женское изображение с головой, увенчанной "солнцем", встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы.
Называли его Пятницей. По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству. Описывали ее как худощавую, высокого роста женщину с лучезарным венцом на голове. Деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались к Пятнице с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки. Каргапольская женщина в "досельном" наряде словно являла собой образ мира.
Символична была каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично и составляют с ним одно целое. Кисти рук не детально проработаны и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, чаще является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы "цепи" или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник, плотно забитый орнаментом.
Одеты игрушки как правило в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда я яствами или птиц. "Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком"голосом".