Праздник Сороки и и куклы для этого праздника
День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название "Сороки". В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц. Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна. Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым.
Весенний праздник птиц
Отмечается 22 марта
9(22) марта - Праздник "Сороки" - весеннее равноденствие. Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине:
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
Справа - эскиз птицы для праздника Сороки, с сайта www.insmolensk.ru/
«На Сороки день с ночью меряются».
«Зима кончается, весна начинается».
День весеннего равноденствия ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов. Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не только новый астрономический год, но и приход весны. С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня - дня летнего солнцестояния. Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». Весеннее равноденствие – точки пересечения плоскости экватора с плоскостью эклиптики.
Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения. В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром. Важно при этом, чтобы вода и сосуд были чистыми – поэтому накануне праздника рекомендован пост.
У христиан «галепы» (пирожки) ассоциировались с сорока мучениками и думами о Великом посте, который длится сорок дней.
На Сороки день с ночю меряются, зима кончается, весна начинается.
Сорок сороков птиц на сороки прилетают.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.
На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
Не забывали на Сороки и про воду, а скорее про ее третье состояние — лёд. В этот день даже советовали детям лизать и сосать ледышки.
У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. «Бывают, - уверяют опятные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет». Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку птицу от всей деревни.
На Сороки обычно пекли печение «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благославляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.
С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерен во время начала посева.
Гадали на будущее замужество — группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Также можно было в один из пирожков положить копеечку, и, кто обнаружит в своём пирожке копеечку, будет целый год счастливым. Так говорили, в это верили.
С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».
Приметы этого дня:
Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая).
Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.
Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая).
С Сороками в народе связано очень много примет.
Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
Число 40
40 (сорок) в славянской мифологии ассоциируется с число нечистой силы, врагов. Также является составным числом, состоящим из взаимодействия следующих чисел: 5 (поминание предков) х 8 (состав души) = 40; Число сорок связано в славянских сказках с численностью врага - войско сорока королей, сорока королевичей". Это дает возможность предположить определенное мистическое значение числа сорок как числа, определяющего конкретное количество вредоносных сил, используемых в славянской магии.
В России данная система сохранилась в виде сорока лихорадок. «Лихорадку делят на веснянку и подосенницу и считают ее 40 видов: гноевая (навозная), подтынница (прикинулась на спящего под тыном), веретенница (на пряху) и т.д.»
Можно предположить, что число сорок и название этого «прысвятка», могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. В этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, наверняка, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.
Сохранились сказания, в которых рассматриваются отношения между верховным богом, в основном описываемым в виде старика, и сорока вредоносными силами разбойниками.
Сороки==срок весне приходить!