Тульская глиняная игрушка
Этот материал предоставлен для нашего сайта музеем игрушки Сергиево-Посада, о музее на сайте здесь.
Текст принадлежит Директору Музея игрушки (страничка музея на нашем сайте здесь), заслуженному деятелю искусств, кандидату искусствоведения Грекову Александру Умаровичу. Опубликовано в журнале "Художник".
В октябре 2009 была проведена сессия по Тульской городской игрушке, подробнее здесь.
Большие Гончары - продолжение славных традиций
В Художественно-педагогическом музее игрушки состоялась примечательная выставка народного творчества Тульской земли. На этот раз она была посвящена произведениям мастериц, сохраняющих и развивающих традиции городского игрушечного промысла бывшей тульской слободы Большие Гончары, в которой издревле жили представители профессии, запёчатлённой даже в этом местном топониме. Давно уже нет в Туле этих слобод — Малые и Большие Гончары. Лишь в названиях улиц на окраине города запечатлелась историческая память о славном прошлом этих мест.
Настоящая выставка, основными экспонентами которой стали народные мастера И.Д. Бежина и О.А. Андреева, была призвана познакомить зрителей с оригинальными глиняными фигурками, которые привлекли внимание коллекционеров ещё в конце XIX века.
Первое упоминание о них датируется 1912 годом. Тогда в начале XX века в знаменитой статье Александра Николаевича Бенуа «Игрушки» в журнале «Аполлон» были приведены эскизы четырех фигурок: гуляющей пары, кормилицы с ребенком под зонтиком, монаха и няни с мальчиком. Некоторые сведения о тульской игрушке: офицерах и дамах, лошадках-свистульках — есть и в книге «Нравы Растеряевой улицы» уроженца Тулы писателя Г.И. Успенского.
Но распространены игрушки здесь были задолго до начала XX века, о чем свидетельствуют последние находки археологов. Так, раскопки'1993 г., проведённые в центре Тулы, дали в пластах XVII в. уникальную находку — фигурку барыни без головы, по характеру исполнения очень близкую работам конца XIX—начала XX вв., которые встречаются в музейных собраниях России.
Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Гончарная артель же существовала вплоть до 1930-х гг. Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство, казалось, кануло в Лету.
Хранящиеся в музеях страны около О произведений — вот весь круг сохранившихся игрушек Больших Гончаров начала X столетия. Музей игрушки обладает ше-гью такими произведениями (больше него таких игрушек хранит только Государственный Русский музей — 30). Они и отрывали экспозицию, став яркой прелюдией к настоящей выставке.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это бары-и с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица.
У больших по размерам кукол способ изготовления лиц напоминает приём, применявшийся китайцами в XV—XVII вв. — оттиск готовой маски. К другому типу относятся круглые лица с выразительными глазами-колесиками и маленькими носиками.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы.
Эти пропорции придают куклам изящество и легкость. Игрушки, по всей видимости, лепились из разных частей. Мастера отдельно изготавливали юбку с туловищем, затем формовали головку с шеей и вставляли ее в приготовленное в верхней асти туловища отверстие, замазывая ме-то стыковки, потом примазывая заранее приготовленные руки. Затем костюмы фи-урок украшались оборками и рюшками. Существует гипотеза, что фигуры делали несколько мастеров — возможно, юбки юлоколами лепили мужские руки, а мел-:ие детали и сборку выполняли женщины.
Так же отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю 1асть туловища. Создавалось впечатле-ше, что барыня держит зонтик рукой, согнутой в локте. Удивительно тактично ( игрушечников сработаны все детали на->ядов — тонко вылепленные оборки примазывались к костюмам.
Фигурки индивидуальны по росписи. :е колорит — нежных, пастельных тонов. Роспись исполнялась темперной краской, 1меела матовую, непрозрачную поверх-юсть. Интересно, что у игрушек, практиче-:ки нет орнамента — изящные линии как эы служат продолжением детали наряда.
Прежде чем наносить краску, игрушки Зелили. Видимо, это делали потому, что глина была разных цветов и после обжига работы приобретали различные оттенки розового цвета.
Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.
Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися под зонтиками, встречается еще один персонаж — кормилицы. Характер их одежды уже проще, ближе к народному костюму. На них белые кофты и юбки с передниками, на голове — повойники и косы с лентами, спускающиеся по спине ниже талии. По силуэту фигурки более скромные и строгие, у них нет, например, налепленных на юбках оборок. В руках кормилицы держат или маленьких барынь в красивых нарядах, или барчуков, тоже в модных костюмах.
Своеобразна пластика кавалеров, сопровождающих дам. Они имеют такие тонкие ножки, что вынуждены как бы прилепиться к пышным оборкам своей подруги. У них военная выправка, гордая, затянутая в мундир фигура и небольшая головка с пышными кудрями. Изображаются эти пары или на прогулке, или в танце.
Уникальны по выразительности образа сюжеты с монахом и монахиней. Их широкие у основания юбки-колокола с высокой талией переходят в туловища с маленькими головками и головными уборами. В руках-ладошках, выглядывающих из широких рукавов, монах или монахиня держит раскрытую книжку. Различие между ними в головном уборе и бороде, налепленной на лицо монаха.
Другой вид тульских игрушек — жанровый. Композиция «Всадница в прогулочном наряде на коне» отличается большой целостностью. Две фигурки словно слиты воедино, дополняя и обогащая друг друга и в пластике, и в росписи.
Поистине уникальна композиция «Пеленальщица». Женщина, стоящая около стола, на котором находится ребёнок, наполнена добротой и радостью материнства.
Прошло почти столетие. Но интерес к данному промыслу не угас. Современные художники стараются возродить утерянные традиции.
Известный коллекционер и исследователь игрушки Г.М. Блинов в своей книге «Записки коллекционера» писал, что когда он в 1973 г. приехал в Тулу и стал наводить справки о глиняной игрушке Больших Гончаров, никаких следов гончарного промысла уже не было. Встретившийся ему старожил 1909 г. рождения из семьи потомственных гончаров смог лишь пунктиром очертить линию существования промысла. Коллекции же тульских музеев, по его словам, данных игрушек не имели.
Постепенно у местных жителей вызрел интерес к возрождению игрушечной традиции. Сначала Ирина Кузнецова, а потом Ирина Бежина и Ольга Андреева занялись восстановлением и развитием этого ремесла на современном этапе.
Работы И.Е. Кузнецовой кажутся более рукотворными, менее заглаженными и привлекают своей близостью к историческим прототипам. Большая коллекция работ мастерицы была приобретена музеем игрушки в 1990 г. Вся она была представлена на выставке и продемонстрировала основные типы произведений Больших Гончаров.
И.Д. Бежина и О.А. Андреева изучением работ занялись самостоятельно, сначала по имеющимся открыткам и публикациям, затем — непосредстванно в фондах музея игрушки и Государственного Русского музея. Они делали эскизы и копии, изучали пластику, роспись, цветовое решение. И пришли к выводу, что тульская и фили-моновская игрушки находятся в родственной связи, что отражено, как в их пластике, так и в орнаменте.
Кстати, существует легенда, что выходцы из деревни Филимоново, оказавшись в слободе Большие Гончары, пропустив через свою фантазию городскую культуру и, возможно, обучившись приемам фарфоровой пластики, создали удивительный по силе восприятия образ народной игрушки. Однако они, увлекшись красивыми нарядами, оборками, рюшами, тем не менее не потеряли главного стержня исконной традиции местного промысла.
Рассматривая барынь из деревни >илимоново и барынь из Гончаров, мож-о уловить сходство в пропорциях, абри-е фигуры, в пластике. Филимоновская грушка — крестьянская забава, непре-1енно со свистком, который присутствует очти в каждой фигурке.
Тульская городская игрушка — более сложное, художественно утонченное ис-усство, вобравшее в себя городскую ультуру и профессионализм. Лишь двух сюжетах городской тульской 1грушки можно встретить свистки. Это Бсадник» и «Женщина доит корову», :оторые по стилю все же продолжают ульский игрушечный промысел.
Мастерицы понимали, что подходить ; возрождению игрушки надо бережно i осмотрительно: не нарушая ее самобытности, сохраняя ее изящество, грациозность, стать, пластику, форму и орнамент росписи. Они уяснили, что гончары, делавшие игрушку, любовались ее формами, декором. Эти фигурки создавали для любования, ими украшали окна домов, комоды и горки. В свистульки играли дети, поэтому такую игрушку глазуровали.
Современные мастерицы не меняли форму, роспись возрождаемых работ. Веянием нового времени для них стало развитие сюжетности и композиционно-сти, как это было сделано в городской вятской дымковской игрушке. Так появились у мастериц большие многофигурные ансамбли «Рождество Христово», «Новый год», «Маскарад».
Сегодня у И.Д. Бежиной и О.А. Андреевой уже несколько учениц, что свидетельствует о дальнейшем продолжении и развитии традиции. На выставке в Сергие-вом Посаде О.В. Бобылёва, СВ. Жукова, СЮ. Андреева, М.М. Серёгина представили свои произведения наравне с этими признанными народными мастерицами.
Большое количество публики собрал не только вернисаж, который освещало несколько местных и подмосковных телеи радиокомпаний, но и мастер-класс, проведенный в музее 15 мая, на котором И.Д. Бежина и О.А. Андреева продемонстрировали свое мастерство в создании этих ярких и своеобразных игрушек.
😺😺😺💀💀💀💀👽👽👽👽
💋👀👽😱😭😳
👽😎😍😂😉