Продолжаю учиться и творить или ... персонажи для будущей выставки
Начав изучать и создавать традиционную народную славянскую куклу, остановиться почти невозможно. Вот это я поняла сразу, побывав на сайте rukukla , выйдя через него на Зою Пинигину и других мастериц традиционных кукол. Прошел год с небольшим, а у меня уже появились русская деревня в Бордо и немалые познания об истории этого замечательного народного искусства.
Матрешкин хоровод
Но вопросов еще непочатый край.
Вот, скажем, кукла-Московка. В основном мастерицы ее делают с шестью младенцами, а Елена Мазурина говорит так "...У нее пять детей, мама шестая, а седьмое что? - Муж? - А где он? - Неужели под юбкой? - Папа, это то основание, на котором все держится. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети."
Так все-таки, сколько же деток нужно делать или это не имеет значения?
А теперь хочу Вам показать несколько новых жителей русской деревни в Бордо.
Очень ваш матрёшкин хоровод понравился, замечательно столбушечки выглядят!
По поводу Московки - у меня данные, что младенцев должно быть 6. А мужское начало - да, столбик, основа куклы.
Однако видела кукол-московок и с 5 младенцами. И с тремя. И даже с четырьмя.
Вероятно, могли быть региональные различия. Если кто знает точнее - напишите, пожалуйста! В чём здесь различие, возможно разные значения придавали кукле, поэтому и разное количество детей?..
Вилена, может быть ты уточнишь?.. Интересно, как в традиционном варианте. Может есть данные, кто куклу передал, где бытовала?..
Здравствуйте все!
Московку мне передавала Ирина Владимировна Агаева.
Кукла Московской губернии, от этого и название. СемьЯ - седьмая Я. Вот и все что известно ей.
Народ пишет что может, зачастую свое видение никак не обозначают, когда выставляют описания и фото в интернете, от этого и путаница.
Особенно меня впечатлила кукла с висящими младенцами вокруг пояса, просто богиня Кали!!! Интересно, та женщина, которая "запустила" эту куклу в интернет - имеет своих детей, а если имеет, наверное она так с ними обращалась? Подвязывала на веревочки к поясу?
Я пишу жестко об этом, потому что много сейчас всяческих "колдунов" которые почуяли силушку, и пользуют, знания им не нужны, это печально, но видимо таково развитие этого мира.
Я вижу так: куклы делали так как и людей, кукла - образ поправляла образ живого человека, когда он на нее смотрел, изменял и свой образ себя.
Какой образ себя заложили Барби и прочие новые? Чем женщине рожать, в чем ее земное предназначение?
Какой смысл искать и высчитывать? Все уже высчитано и заложено, нужно передавать точнее, насколько возможно.
Бабушки говорили:"Не мы придумали, не нам менять". Зачем разговоры и математические высчитывания?
Может просто служить этому делу? А не мудрить? Глубже вникать и думать, поменьше шума, видели этонографические фильмы, где бабушки делали кукол? Для себя для жизни? Много ли они считают на калькуляторе?
Добрый день. Спасибо за помощь. Подойду к вопросу с моей логикой. Моя кукла смогла удержать в руках пять младенцев. Вот и получилась СемьЯ - мама, папа-стлбик/основание/ и детки. Нас в семье было шесть /мама, папа, я и три брата/, не считая кошек и собак. Это была моя любимая, замечательная семья.
Я тоже уверена, что в кукле главное - образ, именно на верных образах основано благотворное действие кукол (образ хорошего, правильного человека) и обрядов (образ хороших, верных дел и хорошей жизни). Если человек чувствует верные образы, его куклы всегда будут хорошими и светлыми. Но без знаний иногда не обойтись. Вот пример:
Хочу уточнить насчёт слова семья, который понимать начали как 7я. Это хороший пример "народной этимологии", когда слова толкуют лишь по случайному сходству или созвучию, без знания законов языка. Раньше говорили вовсе не “я”, а “аз”, а вот числительное 7 звучало седмь, что сохранилось в слове седмица – неделя и в современном названии растения с семилепестковыми цветами: седмичник. Поэтому если бы “семья” значило 7я, это слово выглядело бы как “седмьаз”. На самом деле слово семья не имеет к числительному 7 никакого отношения – это собирательное (по такому же типу, как братья) от слова семь, что в древности значило просто особь, личность, т.е. семья – это совокупность особей (в древнюю семью входили не только родственники, а все домочадцы, включая и рабов). Данные взяты из этимологических словарей славянских языков.
Поэтому опираться на слово семья для определения количества деток неверно.
Мне тоже непонятно - "семья" - вовсе не СемьЯ, поэтому заложенная символика здесь должна быть иная. Вероятно, она была, но вполне может быть, что сведения до нас просто не дошли? Знать бы точно, но где же эти знания взять?..
Почему малышей шесть, или просто лишь такой вариант дошёл до наших дней?..
Вилена, а Агаева расшифровывает название как "семья - семь я"? Но этого же не может быть, это просто современное восприятие - искажённое. Может она ещё какие-то сведения по кукле передавала? Нужно разобраться, чтобы лучше понять. Может быть, окажется, что малышей-то может быть сколько угодно? Например, столько, сколько было у той женщины, что куклу делала?..
Ну вот и прекрасно.
Я всегда говорю о том, что каждый сможет сделать куклу по своему видению! Это верно! Поэтому кукла и народная! Только вот нужно указывать - это мое видение, я сделала так и мне помогло. Когда этот шаг пропущен, тогда и получается "увод" в сторону.
Почему же "седьмая я" современное? Все современное - искаженное старое, оно и несет часть утраченного знания.
Может с тонкими телами связано или еще с какими сферами....
"седьмая я" - может и не современное, я говорила только о том, что понимание семьЯ как семьи - неверное - см. уточнение кельта выше, там подробно. :-)
А вот что такое "седьмая я" и как понимать - неясно. Хотелось бы разобраться, с чем связано, что наши предки закладывали в эту куклу?.. Неужели не осталось сведений?..
Чьё-то видение - «увод в сторону» от чего? От истины? Это вопрос интересный, я поднимала его в статье "Что такое народная кукла", может, там и продолжим обсуждать? Приведу здесь ключевые фразы:
путь народного кукольника в высвобождении первоначального образа куклы, можно сказать – архетипа. Почему это нужно? Почему нельзя просто повторить то, что уже известно? Очень хороший вопрос. Ответ таков – потому что народ не только собирал и накапливал информацию, но с неменьшей силой рассеивал её же на протяжении всей истории. Эти два процесса существовали одновременно, и отражены поэтому в любом срезе истории. Отделить одно от другого не только очень нужно, но и очень интересно. Знаете, например, как трудно или даже невозможно восстанавливать народные рецепты растительных лекарств? И не только потому, что разные растения называются везде по-разному, а главным образом потому, что одно и то же название означает в разных местностях совсем разные растения. Так же происходит и с любыми другими сведениями, в том числе и с куклами. Любая традиция, передающаяся через большое число людей долгое время неизбежно несёт в себе огромное количество путаницы, искажений и ошибок. В случае с куклами дело усугубляется тем, что львиная доля известных сейчас сведений получена из того среза истории, когда разрушался деревенский уклад жизни, а количество искажений в такие моменты сильно возрастает.
Да и правило "не нами придумано - не нам и менять" постоянно нарушалось - в этом смысл любого развития. Известные нам куклы, найденные в этнографических экспедициях - всего лишь один из шагов такого развития, так стоит ли делать этот шаг эталоном, неизменяемым образцом?
Седьмая Я современна относительно первоначального смысла. Семь - не числительное, а "личность", семья - много личностей, связанных общей жизнью. Думаю, мысль доны ближе всего к истине - каждый делал ту семью, какая у него была - родную для него.
Лидия, как Вы делали ножки для убоженьки? Привязывали к туловищу? И насчёт куклаков на развилке — они напоминают свадебную куклу рощу, немного двусмысленный образ получается...
Еще раз благодарю Вас всех за обсуждение поднятого мною вопроса. Моя Московка смогла удержать только пять младенцев. Вот это и есть ее семья. Значит я для себя правильно разрешила вопрос.
Отвечаю Кельту/прошу прощения, но не знаю Вашего имени/ - Ножки у Убоженьки привязаны к туловищу.
О куклаках на развилке я прочитала в "Кукольном сундучке". Книгу купила этим летом в России. Я думаю, что Куклаки - кукла игровая и ничего общего с Мировым деревом не имеет. Благодать ведь тоже делается на развилке, но у нее другая роль, другое назначение.
Вот скажем открыла сегодня для себя новую куклу, выйдя на нее через сайт kukla-dusha.net. Находится она здесь www.zapovednik.ws/obrjadovye-domashnie/index.htm и называется вера-надежда-любовь и представлена как обрядовая домашняя. Пока больше никакой информации о ней я не нашла. Онять же возникает вопрос - почему обрядовая, а не обережная? Ведь и вера, и надежда, и любовь оберегают!
Хочу показать Вам мое Мировое дерево.
вера-надежда-любовь напоминают сестричек, но точной информации по этой кукле у меня тоже нет.
Куклаки в Сундучке делаются не на развилке, а каждый на своей палочке - мальчишки берут по кукле в руки, и могут сражаться. На развилке они да, выглядят двусмысленно. Можно конечно их "братьями" определить, или "бойцами-неразлучниками", но изначально кукла иная - каждый на СВОЕЙ палочке!
Спасибо. Буду считать, что сделала куклы для мальчика-одиночки. Такие тоже бывают, к сожалению. Ему будет менее грустно и с чем играть, т.е устраивать кулачный бой, повертев рогатину.
:-) Да, сегодня времена совсем другие, это точно... мальчишку-ровесника найти - целая проблема..
Про куклу Вера Надежда Любовь здесь
www.rukukla.ru/article/trya/Belief-Hope-Love
Кто может помочь, подсказать, уточнить, помогите!
Опять возвращаюсь к моим куклакам-кулачникам. Или я что-то не допоняла..., но в книге "Кукольный сундучок" написано: "Первая кукла из Московской области для маленьких детей. Это два мальчишки-кулачника на развилке ветки. Если крутить основание ветки, они машут кулаками и дерутся друг с другом." Пожалуйста, может мне кто-нибудь прояснить?
Про такую куклу - у меня только словесная информация. Простите, даже про неё и забыла. Просто фото до сих пор ни разу не видела, а в Архангельске передавали только как куклака на палочке. На развилке тоже значит бытовала - надо у Вилены уточнять. Хотя в Сундучке куклак идёт как МК, не знаю, Вилена-то делала такого, на развилке, или нет?..
Спасибо. У меня к Вам вопрос о помощи. Делаю куклу Птица Радость и ну никак не соображу по поводу платка. Как его сделать - думаю я поняла, а вот как его прикрепить на голове /повязать или нитками прикрутить?/ - нигде не нашла МК.
Тут всё просто - платочек со сформированной птичкой укладываем кукле на голову, а дальше - просто нитью на шее перетягиваем, расправляя складочки платка. Так он и держится.
Может кто-то ещё новые способы придумал, но этот - основной.
Поверх ниточки можно тесёмку привязать ещё красивую. :-)
Головка у птички на платке да, мне кажется чуть великовата, хотя мне и так тоже нравится, ткани удачны по цветам, смотрится гармонично. Ещё, мне кажется, передничек нужно было бы подлиннее, чтоб он был чуть ниже "колена" куклы.
А вот по количеству птичек затрудняюсь ответить - если кто знает, уточните пожалуйста, есть ли какие-то сведения, сколько птиц у куклы Птица Радость делается, или произвольно?..
Прислушалась к Вашим советам и удлинила фартук, добавив кружева. Вы правы, так лучше. А вот размеры птицы на платочке решила не менять.
Да и птиц, думаю, чем больше, тем звонче, веселее.
В интернете видела, что птиц вроде 5 :)
А на некоторых куклах я насчитала семь. Наверное, это не имеет никакого значения.
Да, вот теперь с фартучком отлично, а на платке птичка и так хорошо смотрится!